• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Новости в эпоху постправды – мейнстрим и альтернативные источники

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Появление Сети 2.0 привело к перевороту невероятных масштабов в области распространения информации, а заодно и к еще большему (если такое можно себе представить) перевороту в области ее потребления. В истории человечества эти события по масштабу можно сравнить, пожалуй, только с изобретением письменности. И все это произошло у нас на глазах. В неимоверно короткий по меркам истории срок – за какие-то полтора десятка лет – почти вся система стандартов и приоритетов в этой сфере, которая формировалась и совершенствовалась веками и казалась вечной, вдруг потеряла актуальность и поставила перед нами совершенно новые, непривычные проблемы. По сути, мы только начинаем осознавать, в какой мир мы попали, и искать для себя в нем опору. Впрочем, многим людям – а как бы даже и не большинству – эта эпоха принесла, наоборот, небывалый, невиданный прежде внутренний комфорт. Эти люди прямо на глазах погружаются в своего рода информационный пузырь, где практически отсутствуют неприятные им новости, да и вообще любая информация, которая не вписывается в устоявшуюся в голове такого человека картину мира. Более того, этот пузырь человеку теперь даже не приходится себе создавать – за него это делают алгоритмы, которые услужливо окружают пользователя интернета максимально комфортной для него средой. Таким людям данный курс будет совершенно бесполезен – а пожалуй, даже и вреден. Но есть основания думать (или, по крайней мере, надеяться), что такие граждане составляют явное меньшинство среди студентов Вышки. Можно предположить, что если уж человек решился учиться в университете такого уровня (причем независимо от выбранной специальности), то он видит себя в будущем частью условной интеллектуальной элиты– т.е. одним из тех людей, которые будут готовы взять на себя дополнительную ответственность за судьбу своей страны. Наверняка слово «элита» вызовет у кого-то аллергию – но я искренне верю в то, что это именно так, и не вижу причин лицемерить. А если человек претендует на такой статус – повторяю, независимо от его профессии, политических взглядов и прочего – то это просто по определению означает, что он пытается быть независимым в своих оценках и категорически не готов, чтобы его восприятием кто-то манипулировал. Собственно, этим и определяется то, чем мы будем заниматься в рамках курса: учиться отличать реальные новости от липовых, действительно достоверные сведения – от того, что «и так всем известно и очевидно». И, конечно, разбираться, где и как их найти в окружающем нас информационном океане.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить представление о том, что это такое – новости «мейнстримные» и «альтернативные».
  • Сформировать навык критического восприятия и анализа новостных потоков.
  • Научиться искать и сравнивать различные источники информации, в т.ч. представляющие противоположные позиции, и формировать на их основе собственную независимую новостную повестку.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные источники информации - традиционные и появившиеся благодаря возможностям Сети 2.0.
  • Понимает, чем ограничены разные источники информации, какую ответственность они несут (или не несут) за распространение ложных или неточных сведений, в какой степени им можно доверять.
  • Умеет критически анализировать получаемую информацию.
  • Понимает разницу между мейнстримной и альтернативной новостной повесткой.
  • Владеет понятийным аппаратом, позволяющим критически воспринимать информационный поток.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Мейнстрим и альтернатива. Чем они различаются. Альтернатива и конспирология.
  • «Готтентотская мораль» в мейнстримной новостной повестке. Почему в мире информации не все жизни одинаково ценны. Формула ван Гиннекена.
  • СМИ не пытаются быть нейтральными и рассказывать всю правду. Фильтры Хомского. Какие способы используют СМИ чтобы манипулировать восприятием аудитории.
  • Может ли какое-либо СМИ быть совершенно нейтральным и освещать для вас всю новостную повестку (спойлер: нет, не может, даже если случайно очень захочет).
  • «Галоп Гиша» и «трансцендентально истинные текст». Как распознать демагогию и противостоять ей.
  • Мир информации эпохи Сети 2.0 как уникальный феномен. Что невольно предсказал Фома Аквинский.
  • Вы точно знаете, что видели то, чего на самом деле не видели. «Эффект Манделы».
  • Истории, про которые вам рассказали так много, что вы даже не задумываетесь о том, может ли это быть неправдой.
  • Откуда берутся и как вам навязываются клише, шаблоны и шибболеты (и что это такое, кстати).
  • Какого размера было первобытное племя и какое отношение это имеет к количеству источников в Сети, которым вы доверяете (спойлер: самое прямое).
  • Источники получения альтернативных новостей.
  • Цензура – в жизни и в СМИ. Какая страна первой придумала цензуру печати (спойлер: Англия). И кем был по профессии автор самого известного русского нецензурного стишка про цензуру (спойлер: цензором).
  • Как государства контролируют информацию: закон и другие виды регулирования. Как работают регуляторы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Презентация + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • van Ginneken, J. (1997). Understanding Global News : A Critical Introduction. SAGE Publications Ltd.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jack Fuller. (2010). What Is Happening to News : The Information Explosion and the Crisis in Journalism. University of Chicago Press.