2020/2021
Кризис Римской республики II-I в. до н.э.
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Факультатив
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Тельминов Вячеслав Григорьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Предлагаемая дисциплина поможет слушателям в понимании ключевых составляющих трансформации Римской республики в империю, познакомит с инструментарием кризисологии на материале самого насыщенного и документированного периода в истории античности. В рамках курса будут рассмотрены причины актуализации кризисных процессов начиная со II в. до н.э., ход, периодизация и попытки преодоления (реформы) кризисов в аграрной сфере, сфере комплектования и снабжения армии, снабжении городского населения, а также в области отношений с союзниками в рамках и вне колонизации. Будут рассмотрены важнейшие этапы как преодоления, так и усугубления кризисов, такие как начальная стадия колонизации, гракханские реформы и их долгосрочные последствия в сфере оборота земель общественного поля, военного, хлебного и дорожного законодательства, реформы при Марии и Сулле, реформы триумвиров, Цезаря и Августа.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать знания о периодизации данного ключевого периода в истории как республики, так и империи, ознакомиться с типами, особенностями и репрезентативностью источников, а также ограничениями в их использовании с целью построений моделей и выводов, получить представление о сути кризисных процессов и причинах трансформации прежних институтов, ментальных установок и культурных кодов в новые.
- Дать цельное представление о специфике политической, экономической, правовой и культурной составляющей процесса кризисной трансформации римского общества, попытках решения кризисов и причинах, приведших к их усугублению, а также теоретическом и методологическом инструментарии.
- Раскрыть основные вехи II-I вв. до н.э., обладающие релевантностью в рамках изучаемых процессов, понимать суть проводимых реформ и причину их успешности/провала.
- Научить применять полученные навыки к анализу проблем современности и использовать изученные модели и подходы для рефлексии над кризисными процессами в различных сферах жизни общества.
Планируемые результаты обучения
- Слушатели получают общее представление о базовых понятиях древнеримской истории, учитывая разный уровень подготовки и знаний по истории Древнего Рима.
- Слушатели узнают об ограничениях в реконструкции истории II в. до н.э. в силу малого количества и сложности дешифровки документальных источников, и поздней литературной традиции, внесшей элементы модернизации и анахронизмов.
- Слушатели формируют представление о контексте различных кризисов «роста» римской державы, в обстановке которого проводились реформы II в. до н.э.
- Слушатели узнают про условия службы и жизни римского нобилитета, традиционную модель прохождения карьерной лестницы, анализируют пример староримского служения и творческого отношения к нововведениям и эллинистическому влиянию
- Слушатели получают представление о важнейшей сфере, в которой разворачивалась политическая борьба и планировались законопроекты, завершившиеся переустройством общественного поля, введением понятия частной собственности
- Слушатели разграничивают понимание устройства римской армии республиканского и имперского периода по характеристикам системы комплектования, снабжения, вооружения, тактики и менталитета
- Слушатели получают представление о процессе поэтапного введения знаменитого римского института зерновых раздач, отраженного в выражении panem et circenses, связи этого процесса с трансформацией общественного сознания и политической практики
- Слушатели узнают о политической борьбе, ее результатах и реформах политического устройства во II в. до н.э.
- Слушатели узнают об ограничениях в реконструкции истории I в. до н.э. в силу тенденциозности источников, поздней литературной традиции.
- Слушатели получают представление о причинах трансформации общественной системы Рима в условиях политических кризисов I в. до н.э.
- Слушатели узнают об основных вехах политической борьбы первой половины II в. до н.э.
- Слушатели узнают о различиях в политических подходах главных действующих лиц эпохи Поздней республики, получают возможность сравнить их поступки и высказывания с деятелями I в. до н.э.
- Слушатели получают представление о деятельности Цезаря в период диктатуры, масштабе и смысле его преобразований в административной, экономической, правовой и других сферах
- Слушатели получают представление о завершающем этапе трансформации Республики в систему, называемую Принципат, деятельности Августа и способах закрепления нового политического строя
Содержание учебной дисциплины
- II в. до н.э. – эпоха, люди, идеиОсновные термины и понятия древнеримской цивилизации эпохи Поздней республики, особенности политического, социального, экономического устройства.
- Источники II в. до н.э. и пределы наших знанийОсновные типы и формуляры источников по истории Поздней республики, римская историография, документальные и литературные источники. Проблемы дешифровки, атрибуции и модернизации
- Причины и контекст кризиса II в. до н.э. – аграрная, военная, политико-правовая сферыИтоги II Пунической войны, рост расслоения в среде мелких и средних земледельцев, проблема обезземеливания, увеличение числа и отдаленности театров военных действий, борьба за использование инструментов плебейской демократии, попытки реформ до Гракхов
- Катон и Сципион – люди старой эпохи. Аграрные реформы II в. до н.э.Жизненный путь и выбор двух, казалось бы, совершенно разных представителей традиционной римской элиты как иллюстрация староримских ценностей, которые с концом кризиса II в. до н.э. уйдут в прошлое
- Аграрные реформы II в. до н.э.Попытки изменения отношений с союзниками, расширения колонизации вне пределов Италии, гракханские аграрные реформы, их ход, причины провала и результат.
- Военные реформы II в. до н.э.Устройство римской армии до и в течение II в. – комплектация, вооружение, тактика, реформы Гая Гракха и Гая Мария. Изменение способа комплектования, тактики, менталитета, функции.
- Хлебные реформы II в. до н.э.Реформы в сфере снабжения городского населения льготным и бесплатным зерном, от эпизодических раздач до введения института дарового вспомоществования при Гае Гракхе, воздействие на римскую гражданскую общину
- Политические реформы II в. до н.э.Реформы, закрепившие возросшую роль магистратов и новых социальных групп в управлении римским государством, в том числе политические реформы Тиберия и Гая Гракха.
- Источники I в. до н.э. и пределы наших знанийОсновные типы и формуляры источников по истории I в. до н.э., отличия от ситуации с II в. до н.э., римская историография, документальные и литературные источники. Проблемы герменевтики, атрибуции и модернизации
- Причины и контекст кризиса I в. до н.э. – аграрная, военная, политико-правовая сферыОписание важнейших характеристик ситуации в аграрной, экономической, правовой, политической сферах в начале-середине I в. до н.э.
- Кризис римской гражданской общины и республиканской формы правления: Марий, Сулла, триумвирыХод политической и военной борьбы в условиях правления Мария, Суллы, триумвиров
- Цицерон и Цезарь – люди новой эпохи«Новый человек» и его политическая карьера в Риме, традиционный способ прохождения лестницы магистратур. Роль религии в политической жизни Рима и авгурат Цицерона. Политический путь Цезаря, его методы и политические взгляды. Заговор Катилины и изгнание Цицерона. Гражданская война между Цезарем и Помпеем. Политическая позиция Цицерона.
- Реформы ЦезаряРаспространение гражданства на Транспаданскую Галлию, дальнейшая колонизация в западных провинциях, административная, календарная, монетная и другие реформы
- Правление АвгустаПолитическая борьба после убийства Цезаря, победа Октавиана и его деятельность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- R. Scott Smith, & Christopher Francese. (2014). Ancient Rome : An Anthology of Sources. Hackett Publishing Company, Inc.
- ZOCH, P. A. (2020). Ancient Rome : An Introductory History. University of Oklahoma Press.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Garland, L., & Dillon, M. (2005). Ancient Rome : From the Early Republic to the Assassination of Julius Caesar. Routledge.