• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Кризис Римской республики II-I в. до н.э.

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемая дисциплина поможет слушателям в понимании ключевых составляющих трансформации Римской республики в империю, познакомит с инструментарием кризисологии на материале самого насыщенного и документированного периода в истории античности. В рамках курса будут рассмотрены причины актуализации кризисных процессов начиная со II в. до н.э., ход, периодизация и попытки преодоления (реформы) кризисов в аграрной сфере, сфере комплектования и снабжения армии, снабжении городского населения, а также в области отношений с союзниками в рамках и вне колонизации. Будут рассмотрены важнейшие этапы как преодоления, так и усугубления кризисов, такие как начальная стадия колонизации, гракханские реформы и их долгосрочные последствия в сфере оборота земель общественного поля, военного, хлебного и дорожного законодательства, реформы при Марии и Сулле, реформы триумвиров, Цезаря и Августа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать знания о периодизации данного ключевого периода в истории как республики, так и империи, ознакомиться с типами, особенностями и репрезентативностью источников, а также ограничениями в их использовании с целью построений моделей и выводов, получить представление о сути кризисных процессов и причинах трансформации прежних институтов, ментальных установок и культурных кодов в новые.
  • Дать цельное представление о специфике политической, экономической, правовой и культурной составляющей процесса кризисной трансформации римского общества, попытках решения кризисов и причинах, приведших к их усугублению, а также теоретическом и методологическом инструментарии.
  • Раскрыть основные вехи II-I вв. до н.э., обладающие релевантностью в рамках изучаемых процессов, понимать суть проводимых реформ и причину их успешности/провала.
  • Научить применять полученные навыки к анализу проблем современности и использовать изученные модели и подходы для рефлексии над кризисными процессами в различных сферах жизни общества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Слушатели получают общее представление о базовых понятиях древнеримской истории, учитывая разный уровень подготовки и знаний по истории Древнего Рима.
  • Слушатели узнают об ограничениях в реконструкции истории II в. до н.э. в силу малого количества и сложности дешифровки документальных источников, и поздней литературной традиции, внесшей элементы модернизации и анахронизмов.
  • Слушатели формируют представление о контексте различных кризисов «роста» римской державы, в обстановке которого проводились реформы II в. до н.э.
  • Слушатели узнают про условия службы и жизни римского нобилитета, традиционную модель прохождения карьерной лестницы, анализируют пример староримского служения и творческого отношения к нововведениям и эллинистическому влиянию
  • Слушатели получают представление о важнейшей сфере, в которой разворачивалась политическая борьба и планировались законопроекты, завершившиеся переустройством общественного поля, введением понятия частной собственности
  • Слушатели разграничивают понимание устройства римской армии республиканского и имперского периода по характеристикам системы комплектования, снабжения, вооружения, тактики и менталитета
  • Слушатели получают представление о процессе поэтапного введения знаменитого римского института зерновых раздач, отраженного в выражении panem et circenses, связи этого процесса с трансформацией общественного сознания и политической практики
  • Слушатели узнают о политической борьбе, ее результатах и реформах политического устройства во II в. до н.э.
  • Слушатели узнают об ограничениях в реконструкции истории I в. до н.э. в силу тенденциозности источников, поздней литературной традиции.
  • Слушатели получают представление о причинах трансформации общественной системы Рима в условиях политических кризисов I в. до н.э.
  • Слушатели узнают об основных вехах политической борьбы первой половины II в. до н.э.
  • Слушатели узнают о различиях в политических подходах главных действующих лиц эпохи Поздней республики, получают возможность сравнить их поступки и высказывания с деятелями I в. до н.э.
  • Слушатели получают представление о деятельности Цезаря в период диктатуры, масштабе и смысле его преобразований в административной, экономической, правовой и других сферах
  • Слушатели получают представление о завершающем этапе трансформации Республики в систему, называемую Принципат, деятельности Августа и способах закрепления нового политического строя
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • II в. до н.э. – эпоха, люди, идеи
    Основные термины и понятия древнеримской цивилизации эпохи Поздней республики, особенности политического, социального, экономического устройства.
  • Источники II в. до н.э. и пределы наших знаний
    Основные типы и формуляры источников по истории Поздней республики, римская историография, документальные и литературные источники. Проблемы дешифровки, атрибуции и модернизации
  • Причины и контекст кризиса II в. до н.э. – аграрная, военная, политико-правовая сферы
    Итоги II Пунической войны, рост расслоения в среде мелких и средних земледельцев, проблема обезземеливания, увеличение числа и отдаленности театров военных действий, борьба за использование инструментов плебейской демократии, попытки реформ до Гракхов
  • Катон и Сципион – люди старой эпохи. Аграрные реформы II в. до н.э.
    Жизненный путь и выбор двух, казалось бы, совершенно разных представителей традиционной римской элиты как иллюстрация староримских ценностей, которые с концом кризиса II в. до н.э. уйдут в прошлое
  • Аграрные реформы II в. до н.э.
    Попытки изменения отношений с союзниками, расширения колонизации вне пределов Италии, гракханские аграрные реформы, их ход, причины провала и результат.
  • Военные реформы II в. до н.э.
    Устройство римской армии до и в течение II в. – комплектация, вооружение, тактика, реформы Гая Гракха и Гая Мария. Изменение способа комплектования, тактики, менталитета, функции.
  • Хлебные реформы II в. до н.э.
    Реформы в сфере снабжения городского населения льготным и бесплатным зерном, от эпизодических раздач до введения института дарового вспомоществования при Гае Гракхе, воздействие на римскую гражданскую общину
  • Политические реформы II в. до н.э.
    Реформы, закрепившие возросшую роль магистратов и новых социальных групп в управлении римским государством, в том числе политические реформы Тиберия и Гая Гракха.
  • Источники I в. до н.э. и пределы наших знаний
    Основные типы и формуляры источников по истории I в. до н.э., отличия от ситуации с II в. до н.э., римская историография, документальные и литературные источники. Проблемы герменевтики, атрибуции и модернизации
  • Причины и контекст кризиса I в. до н.э. – аграрная, военная, политико-правовая сферы
    Описание важнейших характеристик ситуации в аграрной, экономической, правовой, политической сферах в начале-середине I в. до н.э.
  • Кризис римской гражданской общины и республиканской формы правления: Марий, Сулла, триумвиры
    Ход политической и военной борьбы в условиях правления Мария, Суллы, триумвиров
  • Цицерон и Цезарь – люди новой эпохи
    «Новый человек» и его политическая карьера в Риме, традиционный способ прохождения лестницы магистратур. Роль религии в политической жизни Рима и авгурат Цицерона. Политический путь Цезаря, его методы и политические взгляды. Заговор Катилины и изгнание Цицерона. Гражданская война между Цезарем и Помпеем. Политическая позиция Цицерона.
  • Реформы Цезаря
    Распространение гражданства на Транспаданскую Галлию, дальнейшая колонизация в западных провинциях, административная, календарная, монетная и другие реформы
  • Правление Августа
    Политическая борьба после убийства Цезаря, победа Октавиана и его деятельность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Контрольные работы + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • R. Scott Smith, & Christopher Francese. (2014). Ancient Rome : An Anthology of Sources. Hackett Publishing Company, Inc.
  • ZOCH, P. A. (2020). Ancient Rome : An Introductory History. University of Oklahoma Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Garland, L., & Dillon, M. (2005). Ancient Rome : From the Early Republic to the Assassination of Julius Caesar. Routledge.