• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

История драматургии и театра Нового времени в Европе и России

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Григоруца Светлана Евгеньевна, Левченко Татьяна Викторовна, Леенсон Елена Ильинична, Хитров Антон Глебович
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Речь в этом курсе идет о художественных возможностях драмы, их связи с требованиями сцены и тех изменениях в поэтике драмы, которые происходили с течением времени. О том, как театральная условность существовала в «мещанской драме», ориентированной на житейскую достоверность в эпоху Просвещения: теория Дидро, Лессинга, Лилло; драматургия Лессинга, Шеридана и Бомарше, как проявлялась она в романтической драме, обратившейся к изображению внутреннего мира героя и его чувствам: идеи Стендаля и Гюго; драматургия Клейста и Лермонтова; о театральной революции в театре Пушкина, о своеобразии психологического театра, созданного Ибсеном, Стриндбергом, Чеховым; о принципах символистского театра: пьесах Метерлинка, поэтических спектаклях по произведениям Малларме, Бодлера, Рембо, Блока. Анализ драматических произведений названных и неназванных авторов сочетается в этом курсе с обсуждением их сценических воплощений современными европейскими и российскими режиссерами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понять как с течением времени меняются художественные особенности драмы и возможности ее сценической интерпретации.
  • На основе знакомства с историей театра, с различными видами современного театра сформировать у студентов культуру восприятия театрального действа, научить воспринимать и описывать разные сценические языки (устно и письменно), анализировать театральный спектакль.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает театральное искусство эпохи Просвещения с классицистическим театральным искусством. Анализирует драматургические произведения.
  • Соотносит произведения романтического театрального искусства с романтическими произведениями других видов искусств. Видит в них общие философские основания.
  • Хорошо знает тексты драматических произведений Пушкина, анализирует их. Считывает разные режиссерские интерпретации одного пушкинского текста.
  • Умеет подметить и описать психологическую нюансировку изображенных в пьесе характеров. Видит в пьесах Ибсена, Чехова и др. драматургию нового типа. Видит разнообразие стилей и жанров новой драматургии, умеет их описать.
  • Знает работы К.С. Станиславского. Умеет соотносить теорию Станислаского и спектакли, поставленные с использованием описанных им методов.
  • Знает теории символистского театрального действа, понимает природу его синтетичности. Соотносит произведения символистского театрального искусства с символистскими произведениями других видов искусств. Видит в них общие философские основания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Театр эпохи Просвещения
    Теоретики театра: Вольтер: уход от принципов классицизма в театре. Дидро «Парадокс об актере» (1773) и теория актерского искусства. Лессинг «Гамбургская драматургия». В 1731 в Дж. Лилло. Предисловие к пьесе «Лондонский купец, или История Джорджа Барнвеля» (1731) - теория мещанской драмы. Театр эпохи Просвещения как предтеча психологического театра. Драматурги: Гольдсмит «Ночь ошибок» (1773); Шеридан «Школа злословия» (1777), Бомарше «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), Гольдони «Трактирщица» (1753), Гоцци «Турандот» (1762), Шиллер «Разбойники» (1781). Новый тип актера: Дэвид Гаррик (шекспировские роли – Гамлет, Макбет). Преодоление традиционного для классицизма деления на «высокий» и «низкий» стиль игры. Появление актрис. «Веймарская школа» актерской игры (Гёте «Правила для актеров»). Россия: Федор Волков и первый русский театр в Ярославле. Жанровое своеобразие (балладная опера, опера-буфф, мещанская драма, комедия, трагедия). Импровизация в пантомимах, фарсах, моралите, фастнахтшпилях. Мольеровские типы в исполнении М.Щепкина. Сатирический элемент и дидактичность как черта, определяющая поэтику пьесы. Своеобразие и значение пролога. Образ философа-драматурга в пьесе. Образы героев. Гоцци. «Принцесса Турандот», Реж. Евг. Вахтангов (1922). (фрагменты, анализ).
  • Романтический театр
    Стендаль «Расин и Шекспир» (1823). Предисловие Гюго к драме «Кромвель» (1827): теория «драматического гротеска». Поэтика антитезы. История постановки драмы Гюго «Эрнани» в «Комеди Франсез» (1830). Понятие «хорошо сделанной пьесы» (Эжен Скриб). Драматургия Гюго и Мюссе. Сценическая судьба пьесы Мюссе «Каприз, или» «Женский ум лучше всяких дум» (1837). Жанровое своеобразие: трагедия, драма – и водевиль. Драма для чтения -Гёте «Фауст» (1806). Пролог к «Фаусту». Ориентация на средневековую мистерию - «Байрон «Каин» (1821). Клейст «Разбитый кувшин». Реж. Петер Штайн (анализ). Драматургия П. А. Катенина. М.Ю. Лермонтов «Маскарад». Реж. Вс. Мейерхольд. Реж. Ю.А. Завадский. (анализ). Романтический театр как новый этап развития психологического театра. Романтическая актерская школа, ее близость к классицистической школе (патетичность речи, искусственность пластики). Романтический тип актера. Эдмунд Кин и Мочалов. Сцена и переживание аффекта. Отношения романтического актера со зрителем.
  • Театр А.С. Пушкина
    «Борис Годунов» (1825), «Маленькие трагедии» (1830). Представление Пушкина о драме («правдоподобие положений и правдивость диалога» как основа трагедии и жанра драмы). Шекспировская драматургическая традиция в понимании Пушкина. Мысль о необходимости сценической реформы. Чтение «Бориса Годунова» у Веневитинова. Отношение современников к пьесе. Проблема сценичности/ несценичности пьесы. Владение техникой поддержания зрительского интереса. Замысел Вс. Мейерхольда, «Борис Годунов» А. Эфроса, Ю.Любимова, Дм. Крымова. «Евгений Онегин» Юрия Любимова, Римаса Туминаса, Дмитрия Крымова («Своими словами» Евгения Онегин»). «Пушкинский утренник». Реж. А. Васильев. «Руслан и Людмила» Мастерская Петра Фоменко. Реж. М. Крылов.
  • Психология человека в театре
    Рождение новой драмы и психологического театра. Драматургия Ибсена, Стриндберга, Чехова, Гауптмана, Горького. Мера условности в психологическом театре.
  • Режиссерские принципы К.С. Станиславского
    Воспитание актера нового типа. Станиславский о работе актера над собой и над ролью. Представления о внутренней технике актера. Принципы жизненной правды, сверхзадачи, активности действия, органичности, перевоплощения. Понятие предлагаемых обстоятельств роли. Эстетика «театра четвертой стены» - видимость естественности, время реальное и сценическое, изображение синхронного действия, происходящего в разных местах, как последовательного. Пространство театрального здания в Камергерском переулке (арх. Ф. Шехтель) и новый тип театра. Литературная программа МХТ. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Моя жизнь в искусстве
  • Театр символистов
    “Театр молчания” Мориса Метерлинка. Пьесы Мориса Метерлинка и Шарля ван Лерберга в Theatre d'Art Поля Фора. Сценография Поля Гогена, Поля Серрюзье, Раймона Русселя. введение "черного кабинета", использование стилизации. Поэтические спектакли по произведениям Малларме, Бодлера, Рембо, По, Ламартина, старофранцузскому эпосу, "Илиаде" Гомера. Пьеса Альфреда Жарри "Убю король" в Постановке Люнье-По (художник Тулуз-Лотрек). Формирование русского символистского театра: “Балаганчик” А. Блока и "Синяя птица" М. Метерлинка. Обращение к формам ритуального театра и мифу. Античный проект И. Анненского. Идея всенародного "соборного" синтетического театра Вяч. Иванова. Обращение к балагану. Театр "Старой голубятни" (1913-1924) Жака Копо: синтез принципов условного театра символистов и психологического театра.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.2 * работа на семинарах + 0.2 * самостоятельная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • А.Соломонов - Театральная история - Альпина нон-фикшн - 2017 - ISBN: 9785961446623 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/11742
  • Апология театра: Научно-популярное / Мирзоев В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 320 с.: ISBN 978-5-91671-845-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001994
  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
  • Коган П. С. ; Под ред. Дживелегова А.К. - ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-05840-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-po-istorii-zapadnoevropeyskogo-teatra-441696
  • Кугель А. Р. - ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 158с. - ISBN: 978-5-534-07941-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teatralnye-portrety-424007
  • Мандельштам Ю. В. ; Сост. Дубровина Е. М., Стравинская М. - СТАТЬИ И СОЧИНЕНИЯ В 3 Т. ТОМ 3. МУЗЫКА, ТЕАТР, ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ЖИВОПИСЬ, НАУКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-05908-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stati-i-sochineniya-v-3-t-tom-3-muzyka-teatr-istoriya-filosofiya-zhivopis-nauka-441513
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., 2003
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., Егорова, Б. Ф., 2011
  • Пушкин А.С. - Мои замечания о русском театре - Издательство "Лань" - 2013 - 5с. - ISBN: 978-5-507-25625-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/26055
  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-07313-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
  • Станиславский К. С. - РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-07266-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rezhissura-i-akterskoe-masterstvo-izbrannye-raboty-437733
  • Театр героев А.П. Чехова : монография / К.В. Борисова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 112 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5a46000dbfc450.55275229. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/947489
  • Ходасевич В.Ф. - Театр Станиславского - Издательство "Лань" - 2013 - 3с. - ISBN: 978-5-507-26927-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/27351

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Век Просвещения. Вып.3: Западноевропейское искусство в России XVIII века : тексты, коллекции, мастера, , 2011
  • Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. : очерки, Давыдова, М. Ю., Егошина, О. В., 2001
  • Избранные статьи. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры, Лотман, Ю. М., 1992
  • Искусство и Александр Блок : книжная и журнальная графика, театр, портреты, Долинский, М. З., 1985
  • Проблема символа и реалистическое искусство, Лосев, А. Ф., 1976
  • Русский драматический театр : энциклопедия, Андреева, М. И., 2001
  • Театр на века : театр эпохи Просвещения : тенденции и традиции, Кагарлицкий, Ю. И., 1987
  • Частный театр в России : от истоков до начала XX в., Стрельцова, Е. И., 2009