• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Образы прошлого в популярной культуре

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Колесник Александра Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

История — неотъемлемая составляющая популряной культуры. Цель курса — показать студентам, как и какое прошлое было представлено (репрезентировано) в европейской популярной культуре ХХ в.: кинематографе, телевизионных шоу, массовой литературе и популярной музыке. Курс сфокусирован преимущественно на британской, западноевропейской и российской популярной культуре. Курс проблематизирует понятие «репрезентации прошлого» и направлен на рассмотрение образов прошлого в популярной культуре как важной составляющей массовых представлений о прошлом. Европейская популярная культура предоставляет разнообразные конструкции для множества вариантов обращения с прошлым: от костюмированного исторического и ностальгического кино в Италии и Франции в 1950-е и 1990-е гг. до стилизаций под викторианскую эпоху в английской моде 1960-х гг. и реконструкторских направлений в немецкой фолк-музыке 1990-х гг. В истории европейской популярной культуры прошлое нередко становилось также и элементом политической и социальной критики (например, образ Британской империи в английском панк-роке или средневековой Германии в немецком авангардном кино). Наконец, образы прошлого в европейской популярной культуре стали важной составляющей формирования национальных, локальных и региональных идентичностей в разных европейских странах. На лекциях и семинарских занятиях студенты смогут познакомиться с тем, какие образы прошлого были востребованы в европейской популярной культуре, что для них было характерно и что являлось причиной обращения к ним. Кроме того, в рамках курса будут рассмотрены современные подходы к изучению репрезентаций прошлого в культуре и ключевые концепции для их типологии (прежде всего, ностальгия и ретромания).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с методами анализа европейской популярной культуры, которые существуют на стыке разных дисциплин (cultural studies, media studies, cinema studies, fan studies, социологии культуры, социологии литературы, музыковедения).
  • Сформировать представление о роли и месте истории в европейской популярной культуре XX–XXI веков.
  • Познакомить студентов с основными концепциями понимания и проблематизации прошлого в популярной культуре: ностальгия, ретромания, ремикс, а также научить студентов их различать и выявлять на конкретных примерах из истории популярной культуры.
  • Выработать навыки анализа разных культурных высказываний как формы знания о прошлом.
  • Научить студентов исследовать образы прошлого в более широком культурном и историческом контекстах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные подходы к пониманию и изучению популярной культуры
  • Знать основные подходы к изучению образов прошлого в культуре
  • Понимать, как конструируются, циркулируют и функционируют образы прошлого в культуре
  • Понимать специфику кинематографических образов прошлого
  • Знать особенности репрезентаций прошлого в европейском кино на протяжении ХХ в.
  • Знать особенности явления синефилии, новой волны европейского кино и ностальгического кино
  • Иметь представление о формах знания о прошлом
  • Различать разные модели обращения с прошлым в культуре (ностальгия, ретромания, ремикс)
  • Знать, как репрезентировалось прошлое в европейской популярной музыке. Мюзик-холл и его влияние на британскую музыку второй половины 1960-х гг. Французское движение йе-йе и образы довоенной Франции.
  • Понимать специфику феномена ретромании в современной популярной музыке
  • Знать, как устроен исторический роман как литературный жанр.
  • Понимать специфику английских исторических романов первой половины ХХ века.
  • Понимать особенности разных литературных жанров на историческую тематику.
  • Понимать специфику формирования национальных и постнациональных идентичностей в европейской культуре ХХ века и их связь с образами прошлого.
  • Знать содержание понятий «английскость» (Englishness) и «британскость» (Britishness).
  • Знать современные подходы к изучению национальных и постнациональных идентичностей, уметь их использовать.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные подходы к изучению образов прошлого в популярной культуре
    Презентация основных идей, методов и оптик работы с популярной культурой в рамках cultural studies, popular music studies, media studies, textual studies, visual studies, социологии культуры, музыковедения и новой культурной истории. Проблематизация понятия «образы прошлого» в новой культурной истории и культурных исследованиях. Феномен репрезентаций в культуре. Конструирование и трансляции определенных ценностей в культуре. Идеология как элемент системы культуры.
  • Образы прошлого в европейском кино ХХ в.
    Репрезентация прошлого и рецепция настоящего в популярной культуре, какие образы из прошлого были востребованы в популярной культуре, что для них характерно и что является причиной обращения к подобным образам. Исторические фильмы. Немое кино межвоенного периода и европейский ревизионизм. Новая французская и британская волна 1950-60-х гг.. Синефилия во Франции и Великобритании. Европейское ностальгическое кино 1990-х гг.
  • Репрезентации прошлого в европейской музыкальной культуре ХХ-XXI вв.
    Популярная музыка как форма знания о прошлом. Феномен «ностальгии» и «ретромании» в британской популярной музыке: одержимость современной британской музыки артефактами прошлого, стремление к аналоговым переживаниям прошлого. Ностальгия как способ обращения к различному прошлому: недавнему или давно ушедшему, собственному или чужому. Появление практики реюнионов, юбилейных и памятных туров, переизданий альбомов, собирания и издания бутлегов и бисайдов; создание музеев и проведение мемориальных мероприятий; изменения технологий звукозаписи (тяготение к устаревшим техникам записи, использование виниловых пластинок, использование исторических музыкальных инструментов, т.д.). Музыка и память в эру Youtube. Ретромания как общекультурное явление.
  • Обращение к прошлому в европейской массовой литературе и социальное воображение
    Роль коллективного воображения и фикционального мышления в культуре модерна (М. Сэлер). Историческое как социально-антропологический проект. Исторические, фантастические, утопические и антиутопические миры в английской литературе рубежа XIX и XX веков. Особенности фантастического реализма. Проблема рационального и иррационального в культуре. Исторические романы. Графические романы и комиксы на историческую тематику. Массовые представления о прошлом в литературе.
  • Репрезентации прошлого в популярной культуре и национальные и постнациональные идентичности
    Национальные образы в популярной культуре Европы XIX–XX веков. Переход от национального к постнациональному в ХХ веке. «Столкновение идентичностей» и диалог культур в контексте поиска альтернативных моделей современности. Феномен европейского нового кино: французская «новая волна». Репрезентация «английскости» (Englishness) и «британскости» (Britishness) в английском романе, постколониальном кинематографе и британской популярной музыке. Идеология мультикультурализма в постколониальной Великобритании и ее рефлексия в популярной культуре.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ответы на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится 16 июня в 11:00 в устной форме на платформе и Zoom. Студенты будут опрашиваться по алфавиту. Студенту необходимо будет ответить на 1 вопрос из списка вопросов к экзамену. Студенту будет даваться 10–15 минут на подготовку и до 15 минут на ответ. Процедура следующая: первый студент подключается, выбирает билет, готовится 10–15 минут, перед его ответом подключается следующий по алфавиту студент, выбирает билет и так далее. Билет будет выбираться через генератор чисел (студент подключается, преподаватель запускает генератор, выпавшее число будет соответствовать номеру вопроса).
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Ответы на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится 16 июня в 11:00 в устной форме на платформе и Zoom. Студенты будут опрашиваться по алфавиту. Студенту необходимо будет ответить на 1 вопрос из списка вопросов к экзамену. Студенту будет даваться 10–15 минут на подготовку и до 15 минут на ответ. Процедура следующая: первый студент подключается, выбирает билет, готовится 10–15 минут, перед его ответом подключается следующий по алфавиту студент, выбирает билет и так далее. Билет будет выбираться через генератор чисел (студент подключается, преподаватель запускает генератор, выпавшее число будет соответствовать номеру вопроса).
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Ответы на семинарах + 0.4 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to Arthurian literature, , 2009
  • Britishness, popular music and national identity : the making of modern Britain, Morra, I., 2014
  • Cultural afterlives and screen adaptations of classic literature : Wuthering Heights and company, Shachar, H., 2012
  • Forms of English history in literature, landscape, and architecture, Twyning, J., 2012
  • Holocaust impiety in literature, popular music and film, Boswell, M., 2011
  • Imagined communities : reflections on the origin and spread of nationalism, Anderson, B., 1991
  • Knowledge as culture : the new sociology of knowledge, McCarthy, E. D., 1999
  • Making waves : new cinemas of the 1960s, Nowell-Smith, G., 2008
  • Myth, memory and the middlebrow : Priestley, du Maurier and the symbolic form of Englishness, Habermann, I., 2010
  • Nazisploitation! : the Nazi image in low-brow cinema and culture, , 2012
  • Popular music culture : the key concepts, Shuker, R., 2012
  • Popular music. Vol.1: Music and society, , 2004
  • Popular music. Vol.2: The rock era, , 2004
  • Popular music. Vol.3: Popular music analysis, , 2004
  • Popular music. Vol.4: Music and identity, , 2004
  • Public history and heritage today : people and their pasts, , 2012
  • Releasing the image : from literature to new media, , 2011
  • Screening the past : memory and nostalgia in cinema, Cook, P., 2005
  • Seventies British cinema, , 2008
  • Studying popular music culture, Wall, T., 2013
  • The beat goes on : Liverpool, popular music and the changing city, , 2010
  • The Faber companion to 20th-century popular music, Hardy, P., 2001
  • Understanding popular music culture, Shuker, R., 2013
  • Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино. Препринт WP6/2007/01, Самутина, Н. В., 2007
  • История исторического знания : учеб. пособие для бакалавров, Репина Л.П., Зверева В.В., 2013
  • История страны. История кино, Аксенов, В. Б., 2004
  • Кино. Визуальная антропология, Грей, Г., 2014
  • Культурная память : письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности, Ассман, Я., 2004
  • Массовая культура : учеб. пособие для вузов, Акопян, К. З., 2004
  • Массовая культура как феномен постиндустриального общества, Костина, А. В., 2013
  • Слово - письмо - литература : очерки по социологии современной культуры, Дубин, Б. В., 2001
  • Современное европейское кино и идея культуры ("прошлого"). Препринт WP6/2003/05, Самутина, Н. В., 2003
  • Теория, история и аттракцион : раннее кино и новые медиа : препринт, Самутина Н.В., 2009
  • Теория, история, аттракцион: раннее кино и новые медиа. Препринт WP6/2009/07, Самутина, Н. В., 2009
  • Феномен прошлого, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A new history of German cinema, , 2012
  • Cinema and Soviet Society from the revolution to the death of Stalin, Kenez, P., 2009
  • Cinema studies : the key concepts, Hayward, S., 2013
  • Crossover cinema : cross-cultural film from production to reception, , 2013
  • Heritage, ideology, and identity in Central and Eastern Europe : contested pasts, contested presents, , 2012
  • Hitler - films from Germany : history, cinema and politics since 1945, , 2012
  • Intuitions in literature, technology, and politics : parabilities, Clinton, A. R., 2012
  • Italian post-neorealist cinema, Barattoni, L., 2012
  • Literary lost : viewing television through the lens of literature, Stuart, S. C., 2011
  • Literature after globalization: textuality, technology and the nation-state, Leonard, P., 2013
  • Live architecture : venues, stages and arenas for popular music, Kronenburg, R., 2012
  • Medievalisms : making the past in the present, Pugh, T., 2013
  • Modern German literature, Minden, M., 2011
  • One night on TV is worth weeks at the paramount : popular music on early television, Forman, M., 2012
  • Point of view in the cinema : a theory of narration and subjectivity in classical film, Branigan, E., 1984
  • Popular music fandom : identities, roles and practices, , 2014
  • Postcolonial cinema studies, , 2012
  • Postcolonial tourism : literature, culture, and environment, Carrigan, A., 2012
  • Practicing memory in Central American literature, Caso, N., 2010
  • Propaganda and the German cinema, 1933-1945, Welch, D., 2011
  • Red flag and Union Jack : englishness, patriotism and the British left, 1881-1924, Ward, P., 2011
  • Sensing the past : Hollywood stars and historical visions, Cullen, J., 2013
  • The Cambridge companion to fantasy literature, , 2012
  • The Cambridge companion to twentieth-century Russian literature, , 2011
  • The Cambridge history of twentieth-century English literature, , 2012
  • The discourse of Italian cinema and beyond : let cinema speak, Piazza, R., 2012
  • The look of the past : visual and material evidence in historical practice, Jordanova, L., 2012
  • The politics of the Soviet cinema, 1917-1929, Taylor, R., 2008
  • The presented past : heritage, museums and education, , 2011
  • The Routledge companion to world literature, , 2012
  • The Routledge concise history of twentieth-century British literature, Dawson, A., 2013
  • The two cultures controversy : science, literature and cultural politics in postwar Britain, Ortolano, G., 2009
  • Understanding society through popular music, Kotarba, J. A., 2009
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006
  • Музей революции : советское кино и сталинский истор. нарратив, Добренко, Е., 2008
  • Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании, Попова, М. К., 2004
  • Образы "Великого разрыва" : кино в контексте смены культурных циклов, Хренов, Н. А., 2008
  • Социальные представления о прошлом : типы и механизмы формирования. Препринт WP6/2004/07, Савельева, И. М., 2004
  • Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю, Савельева, И. М., 2008
  • Функции истории. Препринт WP6/2003/01, Савельева, И. М., 2003