2020/2021
Социальная теория: глобальные вызовы современности
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-4 модуль
Преподаватели:
Моисеев Дмитрий Сергеевич,
Павлов Александр Владимирович,
Сидорина Татьяна Юрьевна,
Филиппов Александр Фридрихович,
Чепурин Кирилл Валериевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Общей задачей НИС является интеграция в учебный процесс результатов критического анализа и подходов к развитию современных социальных теорий, которые ищут ответы на новые вызовы, вставшие перед человечеством. Среди них особого внимания заслуживают экологические вызовы, а также проблемы, связанные с ускоренным развитием техники и технологической трансформацией общества, влиянием технических трансформаций на развитие капитализма и трудовых отношений. Несмотря на их актуальность, они укоренены в более старых проблемах модерна. Проблемой также является генеалогия понятия современности как таковая. НИС построен вокруг применения классических социальных теорий к современности и ее вызовам, а также нацелен на критическое осмысление новых подходов, новых авторов, ставших заметными и влиятельными в последние десятилетия. Концепция НИСа построена на основе деления процесса на 4 учебных модуля, которым соответствуют 4 исследовательских блока, причем последние два блока объединены общим названием и проблематикой.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины состоит в ознакомлении студентов как с общей проблематикой модерна в социальной теории, так и с новейшими подходами к ее анализу, ориентации в классических и новейших источниках по теме, а также наиболее актуальных дискуссиях.
Планируемые результаты обучения
- Студенты получают представление об основных темах, источниках и проблемах в рамках обсуждаемой темы.
- Понимать истоки и задачи планетарного мышления
- Понимать характер современного планетарного кризиса и уметь анализировать его расовые, классовые, географические и др. измерения
- Знать истоки понятия "антропоцен", его связь с эпохой модернити и основные теории антропоцена
- Понимать, как и почему "природа" стала проблемой для современной теории
- Иметь представление о связи антропоцена с отчуждением человека от природы в современности и с проектом власти человека над природой
- Знать специфику и уметь анализировать теории Б. Латура и Д. Харауэй и их связь с теориями антропоцена и постгуманизма
- Понимать связь ресурсного мышления и ресурсного капитализма и экстрактивизма
- Знать основные теории современного эко-марксизма и их отношение к классическому марксизму и к современному планетарному кризису
- Понимать логику трансформации "естественной" окружающей среды в эпоху модернити и в позднем капитализме
- Понимать теоретические основания современных практических решений в ответ на экологический кризис
Содержание учебной дисциплины
- Вызовы современному государству.Понятие и проблема суверенитета.
- Империя как прошлое и будущее порядка.Виды империй, теории империй, вызовы со стороны империй глобальному миру.
- Государство и солидарность. Государство и международное право.От конституционализации к суверенизации.
- Глобализация и модерн.Понятие глобализации. Гибридные и локальные явления глобализации. Глобальное общество, мировое общество и мир-система.
- Понятие и проблема модерна.Теории модерна, дискурс модерна. Специфика западного модерна. Поздний и высокий модерн. Модерн и постмодерн.
- Современная экологическая мысль I: Что значит мыслить планетарно?Планетарная мысль. Планета, человек и нечеловеческое. Человек как "геофизическая сила планетарного масштаба". Расовые, классовые, географические измерения планетарного кризиса.
- Современная экологическая мысль II: АнтропоценАнтропоцен как эпоха, как концепт и как проект. Отчуждение от природы, труд и власть над природой как проект современности. "Природа" как проблема. Человек и нечеловеческое в эпоху антропоцена.
- Современная экологическая мысль III: После человекаАнтропоцен и human extinction. "Экзистенциальный риск". Бруно Латур. Новый климатический режим. От природы к Гее (Земле). Донна Харауэй. Экология родства. Постгуманизм. Ктулуцен. Кто такие "мы" в эпоху антропоцена?
- Современная экологическая мысль IV: КапиталоценСовременный эко-марксизм. Отчуждение как ресурс: ресурсное мышление, ресурсный капитализм, экстрактивизм. Петромодерн: сырье и современность. От природных ископаемых к data extraction. Капитализм как способ организации природы. Метаболический разрыв. "Дешевизна" природы.
- Современная экологическая мысль V: ГеоинженерияТрансформация понятия окружающей среды. "Природное" и "искусственное". Безразличие реальности к человеку и программа перепроектирования реальности. Эко-оптимизм и эко-пессимизм. Акселерационизм. "Зеленый новый курс".
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * Оценка за семинары 1 модуль + 0.5 * Оценка за семинары 2 модуль
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Оценка за семинары 1 модуль + 0.2 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.6 * Эссе 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Государство и политическая форма, Шмитт, К., 2010
- Долгий двадцатый век : деньги, власть и истоки нашего времени, Арриги, Дж., 2006
- Источники социальной власти. Т.4: Глобализации, 1945 - 2011 годы, Манн, М., 2018
- Как выглядит будущее?, Урри, Д., 2018
- Принуждение, капитал и европейские государства, 990-1992 гг., Тилли, Ч., 2009
- Социология за пределами обществ : виды мобильности для XXI столетия, Урри, Д., 2012
- Теория общества : фундаментальные проблемы, , 1999
Рекомендуемая дополнительная литература
- Sociologia: наблюдения, опыты, перспективы. Т.2: ., Филиппов, А. Ф., 2015
- Борьба и демократия в Европе, 1650-2000 гг., Тилли, Ч., 2010
- Глобализация : последствия для человека и общества, Бауман, З., 2004
- О Государстве : курс лекций в Коллеж де Франс (1989 - 1992), Бурдье, П., 2017
- От мобилизации к революции, Тилли, Ч., 2019
- Философский дискурс о модерне : двенадцать лекций, Хабермас, Ю., 2008