• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Методы сбора и анализа социологической информации

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен освоению основных понятий и навыков в социологии, в том числе методов сбора и анализа информации, применительно к специальности «Математика». Учитывая специальность слушателей («Теоретическая» Математика»), при освещении каждого вопроса выстраиваются связи с математическим подходом, предлагаются математические примеры и аналоги, а также акцентируются математические компетенции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление бакалавров с основными идеями и понятиями в социологии, с учетом специфики математических традиций исследования предполагается акцентирование внимания на применении знаний по специальности «Математика» в социологии, выстраивание связи между двумя дисциплинами, демонстрация актуальных задач в социологии, решаемых комплексным междисциплинарным методом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные теоретические парадигмы, освещение основных социологических понятий
  • Уметь проводить представление основных задач социологической науки в проекции на «математическое мировоззрение»
  • Ознакомиться со спецификой применения алгебры; математического анализа, комбинаторики, теории графов, теории вероятностей и математической статистики к социальным задачам
  • Освоение жанра применения математической статистики к социальным задачам.
  • Знакомство с некоторыми классами распространенных социальных задач, допускающих математическую формулировку
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Математическая статистика в социологии
    Предмет математической статистики: проверка гипотез и оценка параметров (точечная и интервальная). Область применения математической статистики и ее ограничения. Конкурентные подходы: невероятностный подход, размытые множества, теория возможностей и т.п. Традиционные и новые области применения математической статистики.
  • Основные понятия и теоретические разделы в социологии
    Основные парадигмы в социологии. Основные понятия в социологии: общество, субъект, социальный институт, социальная норма, социальная группа. Социальная стратификация.
  • Классические задачи математической статистики в приложении к социальным наукам
    Основные понятия математической статистики: оценивание точечное и интервальное, проверка статистических гипотез – критерии и статистики. Минимальный «джентльменский» набор: критерий Стьюдента (две выборки), Хи-квадрат критерий (согласие, для таблиц сопряженности, однородности нескольких выборок).
  • Проблема поиска вида распределения
    Распределения: гауссово (нормальное), Парето, логнормальное, логистическое, равномерное и другие. Критерии согласия и выбор закона распределения.
  • Свободные от распределения методы – непараметрика
    Распространенные непараметрические критерии: знаков, знаковых рангов, Вилкоксона, Манна-Уитни, Краскела-Уоллиса, Фридмана. Свойства и применение.
  • Распространенные задачи и методы их решения
    Оценивание сдвига, проверка однородности выборок, однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ. Регрессионный и дисперсионный анализ.
  • Экспертные оценки: математические методы
    Область применения экспертных оценок. Некоторые основные задачи. Планирование, организация, проведение экспертных сессий и опросов. Обработка и интерпретация результатов экспертных оценок. Парные и множественные сравнения – обработка ранжировок. Модели оценки критерия. Интерпретация и применение.
  • Дискретные методы в математической статистике и экспертных оценках
    Примеры комбинаторных и теоретико-графовых задач из социально-экономической области. Задачи о размещении. Транспортные задачи. Задачи о предпочтениях. Использование «деревьев». Разбиения. Сетевое планирование и управление. Календарное планирование. Перечисление конфигураций. Потоковые алгоритмы.
  • Обработка данных экспертных оценок
    Модели парных сравнений: Терстоуна, Цермело, Брэдли-Терри. Множественные сравнения. Модели Льюса. Групповой выбор. Метод Кэмени-Снелла. Теорема Эрроу о невозможности. Модели для данных с пропусками и связями. Турниры: решенные и нерешенные задачи.
  • Качественные методы в социологии
    Место качественных методов в социологии. Основные типы задач, решаемых качественными методами. Процедуры сбора и анализа данных в качественной социологии. Некоторые методы: сase study, наблюдение, фокус-группы, глубинное интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях и выполнение домашних заданий
    Оценки по всем формам текущего и промежуточного контроля выставляются по 10-ти балльной шкале Округление оценок производится в пользу студента.
  • неблокирующий Эссе
    Оценки по всем формам текущего и промежуточного контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Округление оценок производится в пользу студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Работа на семинарских занятиях и выполнение домашних заданий + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц, Добренькова, В. И., 1996
  • Анализ данных на компьютере, Тюрин, Ю. Н., Макаров, А. А., 2003
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., Левиной, М. И., 1994
  • Математическая статистика : учеб. пособие для вузов, Ивченко, Г. И., Медведев, Ю. И., 1992
  • Прикладная статистика. Основы эконометрики. Т.1: Теория вероятностей и прикладная статистика, Айвазян, С. А., Мхитарян, В. С., 2001
  • Семь лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 2008
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., Семенова, В. В., 2000
  • Теория графов, Харари, Ф., Козырева, В. П., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., Червонной, С. М., 2005