2020/2021
Немецкая интеллектуальная история, часть 2
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Специфика курса состоит в том, что он отходит от дисциплинарного изложения материала, в рамках которого комплексные явления интеллектуальной жизни структурируются на узкие дисциплинарные сегменты («философия», «психология», «филология» и т.д.) В центре курса находится история основных интеллектуальных споров и полемик в истории современной немецкой мысли, начиная с XVIII в. Такой подход позволяет раскрыть теоретическую плотность и многогранность немецкой интеллектуальной истории, поместить конкретно-дисциплинарное знание студентов различных направлений бакалаврской подготовки в целостный контекст немецкой мысли, отличающейся необычайной теоретической насыщенностью и комплексностью.
Цель освоения дисциплины
- Проследить институциональные и коммуникативные формы интеллектуальной деятельности и характер ее медиатизации, обуславливающий распространение идей и их культурное влияние.
- Освоить современные методы анализа научной и интеллектуальной жизни, имеющих междисциплинарный характер.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные споры и дискуссии, которые велись в обозначенный временной период.
- Уметь проводить параллели с современной немецкой интеллектуальной историей.
- Владеть основными понятиями, необходимыми для понимания различных текстов историко-культурного характера.
- Знать важнейшие феномены немецкой истории идей.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие публики и публичности, публичная и приватная жизнь.Институциональные и коммуникативные структуры публичной сферы. Идея свободы слова: pro et contra. Особенности немецкой публичной сферы. Интеллектуалы и интеллигенция, основные теории интеллигенции. Кризис публичной сферы. Концепция «публичной сферы» Юргена Хабермаса.
- Немецкое Просвещение.Общая характеристика и основные особенности. Публичное пространство и коммуникативные структуры эпохи Просвещения. Специфика религиозности и отношения к религии в немецком Просвещении. Автономия субъекта как основная идея. Просвещенческое понимание рациональности и отношение к истории. Критика идей просвещения в современной философии и социальной теории.
- Просвещенческая критика университета и французская реформа университета.Британская модель университета. Уединение и свобода: возникновение и особенности немецкой модели исследовательского университета. Прусские либеральные реформы 1807-1814 гг. Дискуссии о характере новой модели университета: Фихте vs. Шлейермахер. Основные принципы исследовательского университета Гумбольдта и их организационное обеспечение. Историческое развитие исследовательской модели университета и его кризисные моменты. Современные дискуссии об университете.
- XIX в. как компенсационный «век истории».Историзм и его особенности по отношению к основным идеям эпохи Просвещения. Французская революция, рождение консерватизма и политический романтизм. Трансформация политического романтизма в историко-культурные программы исследований. Процесс сциентизации гуманитарных дисциплин в структуре исследовательской модели университета. Август Бёк и его «Энциклопедия и методология филологических наук». Филологизация философии и «лингвистический поворот». Сциентизация историографии: Л. фон Ранке и И.Г. Дройзен. Споры о методе в исторической науке.
- Историзм и историцизм.Историцизм, философия Гегеля, спор за гегелевское наследие – правые и левые гегельянцы. Специфика марксизма. Критика историцизма К. Поппером. Историзм и релятивизм: аргументы Ф. Ницше против историзма и исторического образования. Спор о психологизме и интерполяция Э. Гуссерлем антирелятивистской аргументации на психологизм.
- Историзм в юриспруденции.Историческая школа права и критика теории естественного права. Отношение главных представителей исторической школы права к обычному праву. Современное измерение теории исторической школы права (Э. де Сото). Типы юридического мышления.
- Герменевтика и понимающая методология в гуманитарных науках.Консолидация эпистемологии гуманитарного знания в проекте критики исторического разума В. Дильтей. Критика идеи понимающей психологии Дильтея у Г. Эббингауза.
- Историческая память и история.Историческая память и история. Историческая политика памяти и современные дискуссии о меморизации.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Активность на семинарах + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Девлетов О. У. (2015). История Европы с древнейших времён до конца XV века : учебное пособие для студентов вузов. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467142
Рекомендуемая дополнительная литература
- ПЕНИОНЖЕК ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Интеллектуальная история Европы: культурное пространство ценностных значений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1A2C72D