• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Грамматическая семантика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Даниэль Михаил Александрович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Грамматическая семантика» знакомит со следующими лингвистическими понятиями и разделами морфологии: • Типология частей речи • Дейксис и местоименные категории • Грамматические категории имени • Грамматические категории глагола
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание параметров разнообразия естественных языков, основ их ареальной, типологической и генетической классификации.
  • Умение при необходимости самостоятельно ориентироваться в типологической литературе.
  • Овладение навыками типологической характеризации языка по грамматике, аппаратом морфологической типологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными параметрами межъязыкового варьирования частеречной категоризации.
  • Знает основные типологические параметры вариативности именных категорий имени.
  • Знает типологические параметры и универсалии в зоне местоименных значений, их функциональную интерпретацию.
  • Знает основные грамматические категории глагола, взаимосвязь между ними, универсальность и неуниверсальность, методы их типологического исследования.
  • Знает основные части речи, подходы к их выделению и проблему выделения частей речи в языках разной структуры.
  • Знает основные именные категории, степень их распространённости, проблему категорий имени vs. именной группы
  • Знает грамматические значения местоимений, разряды местоимений, проблему их отделения от частей речи с более конкретной семантикой
  • Знает основные категории глагола, проблему неглагольных предикатов, иметь общие представление о степени сложности глагольной словоформы в языках различных типов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Части речи в языках мира
    Подходы к выделению частей речи. Языки со слабодифференцированными частями речи. Проблема прилагательного – verbal adjective и nouny adjective.
  • Зона имени.
    Категории имени. Число и падеж. Род. Притяжательность. Посессивность и неотчуждаемость.
  • Местоименные грамматические значения.
    Клюзивность, личный дейксис. Местоименное число. Категория лица. Личные иерархии. Пространственный дейксис. Типология указательных местоимений по степени удаленности, личные и дистантные системы. Различия по вертикальности. Средства поддержания референции. Логофоричность, переключение референции, рефлексивные местоимения.
  • Зона глагола. Зона модальности.
    Модальность, ориентированная на говорящего; модальность, ориентированная на основного партиципанта. Эпистемическая и деонтическая модальность. Морфологические модальные категории: императив, оптатив, юссив, гортатив; дебитив. Взаимодействие волитивных категорий и лица; проблема «полной» парадигмы императива. Модальность и подчиненная предикация. Категория ирреалиса. Типы условных конструкций.
  • Зона глагола. Зона вида.
    Структура ситуации и «окно наблюдения». Универсальный инвентарь видовых значений. Итеративность и хабитуальность. Акциональный класс глагола.
  • Зона глагола. Зона времени.
    Категория времени и временная референция. Окно наблюдения. Проблема смешанных систем. Будущее: на стыке времени и модальности. Категория удаленности; проблема «отложенного императива». Таксис. Временные категории в языках мира; распространенные системы временных противопоставлений. Смещенные употребления.
  • Зона глагола. Зона эвиденциальности.
    Типы эвиденциальных значений. Диахронические источники эвиденциальности. Ареалы и языковые семьи, для которых характерна данная категория.
  • Зона глагола. Зона дериваций.
    Залог и диатеза; залог и деривация. Понижающие и повышающие деривации; переходность и подходы к ее определению. Пассив и медиопассив; типичный инвентарь медиопассивных значе-ний. Каузатив. Лабильность. Транзитивизирующие и детранзитивизирующие языки. Аппликативы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (Meeting ID: 422 732 662). К экзамену необходимо подключиться за ноль минут до начала. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться любыми материалами. Нарушения связи во время экзамена не считается нарушением регламента. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий контрольные работы
    Контрольные работы включают в себя задания на грамматические категории, пройденные в ходе курса – в частности, анализ материала незнакомого языка с глоссами, сопоставление грамматических категорий и значений, анализ описаний незнакомого языка и их сопоставление.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * контрольные работы + 0.6 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573