• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Право в цифровой среде"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Где читается: Факультет права
Когда читается: 2-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) является формой проектной научно-исследовательской деятельности и направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области юриспруденции: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в научной дискуссии. НИС является основной формой проектной и исследовательской работы и сопровождает написание студентами курсовых работ. НИС проводится по актуальным проблемам теоретико-исторических правовых дисциплин. Общие названия и темы, выносимые на НИС по соответствующим направлениям обновляются каждый год. Студенты самостоятельно выбирают тему курсовой работы и, соответственно, НИС, в котором они принимают участие. В ходе НИС студенты под руководством научно-педагогических работников готовят и защищают курсовые работы. Аудиторные занятия в рамках этой формы проектной работы делятся на установочную и презентационную часть. На 1 курсе в рамках установочной части НИС студенты знакомятся с формами и методами научной работы, а также особенностями проведения научных исследований в конкретной области знаний. Презентационная часть аудиторных занятий в рамках НИС проводится на регулярной основе или в форме конференций (т.е. блока занятий).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах её верификации и т.д.;
  • овладение исследовательскими методами и умением осуществлять их выбор, исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;
  • изучение специфики правовых исследований, связанных с разнообразием объектов исследований (общество, человек, организация, государство, право, корпорации);
  • получение представления об особенностях отечественной юридической науки;
  • овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, научных квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, выбор стилистики изложения, способов представления правовой, социологической, статистической информации и результатов исследования;
  • освоение студентами знаний и навыков поиска и оценки информации, в том числе её достоверности и актуальности;
  • формирование навыков работы с академическими (научными) текстами: чтение, структурирование текста, обобщение материала, поиск и выделение основных тезисов;
  • формирование навыков публичной презентации результатов собственного исследования с использованием современных мультимедийных технологий и программных средств овладение навыками участия в научной дискуссии;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы проведения научной и научно-исследовательской работы, типовую структуру и логику научных квалификационных работ, назначение и примерное содержание основных её блоков, терминологию, используемую при проведении научно-исследовательских работ;
  • Умеет выбирать анализируемую проблему, формулировать тему, цель и задачи исследования, определять объект и предмет исследования, находить необходимую информацию, выбирать соответствующий ей и поставленной цели метод анализа, подбирать и реферировать научную литературу (в том числе, англоязычную) по теме исследования;
  • Имеет навыки (приобрести опыт) написания научной работы;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • УСТАНОВОЧНАЯ ЧАСТЬ Введение в научное исследование
    Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории. Гносеология – наука о познании. Основные виды познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Научное познание. Формы научного знания. Научная картина мира. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Различие научного и проектного мышления. Понятие и виды научных исследований в праве. Особенности индивидуального и коллективного исследования. Структура и объем научного исследования.
  • Методы и логика научного исследования
    Методы научного исследования и их использование для достижения поставленной цели и решения задач. Специально-юридические методы в правовом исследовании. Социологические методы в правовом исследовании. Статистические и математические методы в правовом исследовании. Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Контент-анализ. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникновения метода; варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки. Логика научного исследования. Этапы исследовательского процесса: постановка проблемы, формулировка целей исследования, разработка гипотез, постановка задач, проведение констатирующего эксперимента (выявление объективных свойств процесса), преобразующий эксперимент (вид, организация и проведение), обобщение и синтез экспериментальных данных. Проработка отдельных этапов исследовательского процесса на учебном кейсе. Структура и содержание этапов исследовательского процесса. Идея и замысел исследования. Выбор темы научного исследования. Тема, проблема, актуальность исследования. Цели и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Виды гипотез. Эмпирический этап исследования – получение и первичная обработка исходного фактического материала (получение фактов, их проверка, описание, отбор наиболее типичных, систематизация, выделение очевидных связей). Теоретический этап исследования – определение законов явлений и прогнозирование (постановка проблемы, выдвижение гипотез, разработка метода проверки гипотез, формирование теории и ее проверка, создание прогноза). Проработка отдельных элементов теоретического этапа исследования на учебном кейсе.
  • Поиск научной информации
    Информационный поиск как составляющая исследовательской деятельности. Виды информационного поиска. Привычки и шаблоны информационного поведения студента-первокурсника. Тактика и стратегия поиска научной информации. Определение информационной потребности. Постановка исследовательского вопроса и формулирование соответствующего информационного запроса. Булевы операторы. Поиск по ключевым словам. Поиск по ссылкам (citation search). Каталоги электронных библиотек. Полнотекстовые базы данных научной информации. Технология информационного поиска: электронные устройства и специальное программного обеспечения как средства работы с информацией. Критерии оценки распознавания и выбора достоверных источников информации. «Информационный мусор». Особенности академических информационных ресурсов. Оценка web-сайтов. Типы научных изданий. Электронные научные журналы. Первичная и вторичная информация. Этика информационного поиска: этичные и неэтичные способы. Открытые источники информации. Секретность как режим информации. Плагиат. Цитирование как предотвращения плагиата. Нормативное регулирование плагиата в НИУ ВШЭ.
  • Работа с юридическим текстом
    Понятие текста. Теории текста. Авторы текста. Структуралистские теории текста. Ролан Барт: «смерть автора». Генетическая критика текста. «Черновой» и «чистовой» текст. Правовой текст. Особенности юридических текстов (академических и практических). Понятие юридические техники: широкий и узкий смыслы. Текст нормативных правовых актов, текст судебных решений и индивидуальных правовых актов органов исполнительной власти. Интерпретативные тексты. Научный (академический) текст. Академический юридический текст: понятие, признаки. Понятие анализа текста. Количественный и качественный анализ. Текст и контекст. Исторический и юридический контекст источника. «Внешняя» и «внутренняя» история права. Определение структуры текста. Структурные и смысловые элементы текста. Выявление авторской позиции. Риторические приемы. Ошибки в аргументации. Пристрастность автора. «Научные» и «идеологические» аргументы. Редакции текста. Работа с цитатами, сносками и примечаниями. Научная гипотеза и формулирование научной проблемы. Описание контекста исследования. Заявление собственной позиции. «Научная новизна» исследования. Линейная структура: введение, основная часть и заключение. Кольцевая структура: о сути к контексту и обратно. Стиль научной статьи: строгий и эссеистический. Аргументирование позиций. Риторические приемы. Понятие цитирования. Правила и навыки цитирования в российской и зарубежной науке. «Юридический копирайтинг».
  • ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ЧАСТЬ Логика. Риторика. Этика.
    Логика: понятие и виды. Юридическая логика. От поиска проблемы и путей ее решения к формулированию тезиса в исследовании. Риторика или ораторское мастерство. Привлечение к себе и своему выступлению внимания слушателей (аудитории). Расстановка акцентов в речи. Донесение до аудитории своего мнения посредством речевых приемов. Этика: понятие и виды. Деловая этика и юридическая этика: общее и особенное. Правила юридической речи, в том числе делового общения. Правила поведения юриста в профессиональном сообществе. Профессиональное правосознание и правовая культура юриста. Кодексы профессиональной этики.
  • Работа с презентационными и иными сопутствующими программами
    Построение “умной” презентации. Инструменты и приемы для донесения своих мыслей до адресата. Дозволения, ограничения и запреты в презентации. Программная среда для презентаций. Работа в MS PowerPoint. Работа в Google Docs. Работа в Prezi.com. Работа с различными программами для создания интеллект-карт (mind maps). Загрузка (размещение) презентации в онлайн сервисах.
  • Публичная защита научного проекта
    Общие принципы и правила публичного выступления и презентации. Подготовка к публичной защите. Значение основных тезисов в презентации. Последовательность презентации материала - структура. Обратная связь с аудиторией во время публичного выступления (презентации). Подготовка к ответам на вопросы аудитории по тематике выступления. Реакция на реплики из аудитории. Оценка собственного выступления (саморефлексия). Реакция на оценку (положительную/отрицательную) выступления аудиторией.
  • Итоговая конференция
    Проводится по общим стандартам и правилам проведения студенческих научных конференций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Доклад на конференции
  • неблокирующий Презентация дистанционно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.5 * Доклад на конференции + 0.2 * Презентация дистанционно
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы права: Учебник для неюридических вузов и факультетов / Под ред. В.Б. Исакова. - Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 480 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019844
  • Теория государства и права : игропрактикум / под ред. В. Б. Исакова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 544 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048094

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аминов И.И. - Психология общения. (СПО) - КноРус - 2020 - 256с. - ISBN: 978-5-406-07626-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934015
  • Оксамытный В.В. - Теория государства и права в схемах и таблицах - Русайнс - 2017 - 352с. - ISBN: 978-5-4365-2211-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927601
  • Оксамытный В.В., Пономарева В.П. - Теория государства и права в определениях, схемах и таблицах - Русайнс - 2017 - 444с. - ISBN: 978-5-4365-2216-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927604
  • Теория государства и права : программа курса / авт.-сост. В. Б. Исаков. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 176 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1058078
  • Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов [и др.]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 239 с. - ISBN 978-5-238-01735-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028909
  • Юридическая этика: Учебник / Кобликов А. С. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 176 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1016649