• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Журналистика травмы

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Кравцова Ольга Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Журналисты – представители одной из немногих профессий, долг которых заставляет не избегать опасностей, а бежать им навстречу, вопреки инстинкту самосохранения. С психологической точки зрения журналист оказывается одновременно на трех позициях: 1) свидетеля или даже участника трагического события; 2) того, кто активно взаимодействует с пострадавшими, будь то раненые во время катастрофы, страдающие от смертельных болезней или члены их семей; 3) «посредника», медиатора, который должен не только воспринять и запомнить, но и суметь передать информацию, донести свой рассказ о происшествии или явлении до широкой общественности. Советы по поводу того, как вести себя в экстремальных условиях и уцелеть в «горячей точке» описаны, в основном, опытными репортерами и операторами. Такой обмен опытом, несомненно, ценен, однако немаловажно, чтобы к этой работе подключились и профессиональные психологи. Ведь травматическому воздействию подвергаются не только военные корреспонденты. Катастрофы и конфликты составляют центральную часть новостей, и можно с уверенностью сказать, что любой журналист рано или поздно столкнется с необходимостью выезда на место какой-либо трагедии и будет беседовать с пострадавшими или их родственниками, пребывающими в состоянии шока или острого горя. При этом в большинстве случаев никакой психологической подготовки к тому, что можно увидеть на таком задании, и как при этом вести себя, не проводится, приходится полагаться на метод проб и ошибок и собственную интуицию... Однако даже жизненный опыт и благие намерения далеко не всегда гарантируют деликатное и успешное общение с пострадавшими, иногда тут не помешают специальные знания, так же, как и в оценке собственных психологических реакций и реакций коллег. Дополнительные знания в области психологии травмы способствуют более глубокому пониманию психологических реакций на травму, возникающих как у самих репортеров, так и у других людей, с которыми они взаимодействуют при освещении трагических событий. Современные журналисты постепенно приходят к выводу, что в наше время без элементарных знаний о психологии травмы репортерам в профессиональной деятельности не обойтись.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать базовые знания в области психологии стресса и травмы, применимые в практической работе журналиста.
  • Повысить качество журналистского освещения экстремальных и стрессовых ситуаций.
  • Развить навыки само- и взаимопомощи в области совладания с профессиональным стрессом и профилактики эмоционального выгорания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает психологические риски профессии журналиста при освещении экстремальных и стрессовых ситуаций, умеет распознавать и минимизировать эти риски у себя и коллег.
  • Ознакомлен с понятиями «острый стресс», «психологическая травма», «посттравматическое стрессовое расстройство», понимает психологические реакции человека на стресс и травму, применяет эти знания в своей журналистской работе.
  • Знает, как журналисту психологически грамотно взаимодействовать с человеком, пострадавшим в экстремальной или стрессовой ситуации.
  • Квалифицированно решает этические задачи журналиста в сфере освещения трагедий, конфликтов, катастроф и других стрессогенных ситуаций.
  • Владеет навыками само- и взаимопомощи в сфере совладания со стрессом и профилактики профессионального выгорания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологию стресса и травмы для журналистов.
    Постановка проблемы: зачем журналистам изучать психологию травмы. Работа в экстремальных ситуациях, освещение катастроф и несчастных случаев, интервьюирование пострадавших. Журналист как участник и свидетель травматических событий. Международный опыт исследований проблемы и практических решений. Обсуждение российских реалий.
  • Тема 2. Что такое психологическая травма.
    Уровни переживания психологической травмы: физиологический, эмоциональный, когнитивный, личностный, межличностный. Теоретические подходы к рассмотрению травмы. Виды психологических травм и особенности их переживаний (единичная – повторяющаяся, природного и антропогенного происхождения, травмы у детей и взрослых и др.). Острый стресс и посттравматическое стрессовое расстройство: симптомы, стадии, течение.
  • Тема 3. Журналистская работа с пострадавшими.
    Общие рекомендации по повышению эффективности работы журналиста с людьми, пережившими психологическую травму. Особенности ведения интервью и создания репортажа. Навыки активного слушания. Дополнительные аспекты работы фотожурналиста.
  • Тема 4. Специфика отдельных травмирующих ситуаций.
    Особые рекомендации для работы с отдельными видами травм: сексуализированное насилие и домашнее насилие, суицид, тяжелые болезни, миграция, война и вооруженные конфликты. Особенности работы с детьми.
  • Тема 5. Особенности создания репортажей о травмирующих ситуациях.
    Преподнесение травматической информации читателю, зрителю и слушателю. Зачем людям знать о травмах других? Примеры клише при освещении травмирующих событий. Терапевтические аспекты грамотной журналистики.
  • Тема 6. Стресс в работе журналиста.
    Специфика работы журналиста в экстремальной ситуации и/или с пострадавшими. Этические дилеммы и профессиональная ответственность. Стресс и травма. Журналист как участник экстремальных событий – распознавание и решение возможных посттравматических психологических проблем у себя и коллег. Исследование успешных стратегий борьбы со стрессом и травмами.
  • Тема 7. Профилактика профессионального выгорания у журналистов.
    Синдром эмоционального выгорания: предпосылки, симптомы, профилактика. Эмоциональное выгорание у журналистов. Меры профилактики на организационном и индивидуальном уровне.
  • Тема 8. Повышение качества журналистского освещения экстремальных ситуаций.
    Обсуждение конкретных примеров журналистской работы по освещению стрессовых и травматических ситуаций, подведение итогов курса, ответы на дополнительные вопросы, рекомендации на будущее.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Включенность в работу
  • неблокирующий Финальное эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Включенность в работу + 0.3 * Посещаемость + 0.4 * Финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Олешко В.Ф. - Психология журналистики - КноРус - 2020 - 475с. - ISBN: 978-5-406-07750-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934351

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934