• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Культура Японии через призму словесности. Новое и новейшее время

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Преподаватели: Оськина Анна Сергеевна, Торопыгина Мария Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов с основными жанрами японской словесности, предлагает различные исследовательские подходы к анализу и интерпретации художественных произведений различных исторических периодов. Рассматривается взаимодействие словесности и религии, литературы и политики, влияние художественного творчества на картину мира, отражение повседневности и возможность использования художественных произведений в целях исторической реконструкции. Отдельное внимание уделяется истории японской рукописной книги, принципам организации текста. В рамках курса рассматриваются такие письменные памятники, как поэзия жанров вака и хайку, основные произведения признанных классиков японской литературы, в том числе нобелевских лауреатов Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро, а также популярных и известных писателей, таких, как Мисима Юкио, Нацумэ Сосэки, Акутагава Рюноскэ. В рамках курса предполагается знакомство студентов с основными переводами японской литературы на русский язык.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение базовых знаний о японской словесности
  • развитие навыков критического прочтения текстов
  • знакомство с основными приемами японской словесности
  • освоение терминологии и аналитического инструментария для написания филологических работ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • называть основные характеристики жанров словесности, характерные для разных исторических периодов Японской истории;
  • перечислять основных авторов и произведения японской словесности соответствующих периодов;
  • уметь строить суждения, опираясь на сведения из разных научных дисциплин (искусствоведение, филология, культурология, востоковедение, история);
  • уметь сопоставлять и критически анализировать различные типы текстов;
  • уметь использовать справочную литературу, а также приобретенные на лекциях и семинарах знания для всестороннего анализа и комментирования литературных и других тестов;
  • владеть терминологией и аналитическими навыками для интерпретации литературных и иных текстов в историческом и культурологическом аспекте;
  • владеть методами анализа культурных, общественно-экономических и политических процессов, формирующих тематические, жанровые и стилистические особенности словесности соответствующего периода японской истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История японской книги. Воспитательная и образовательная функции книги в эпоху Токугава.
    Рукописная книга в истории Японии. Появление светского книгопечатанья. Старопечатные книги. История появления в Японии печатного станка. Книги миссии иезуитов. Ксилография. Основные центры книгопечатания. Грамотность населения. Неоконфуцианство как основное направление социально-философской мысли. Издание и комментирование конфуцианской классики. Создание дидактических конфуцианских трактатов.
  • Тема 2. Драматургия.
    Раннее театральное искусство. История появления театра Но. Спектакль театра Но. Драматургия театра Но: сюжеты, язык. Циклы пьес. Дзэами как теоретик театра Но. Кабуки и Дзёрури в эпоху Токугава. История появления театра Кабуки. Легенда о Дзёрури. Творчество Тикамацу Мондзаэмон. Исторические и бытовые пьесы. Чувство и долг как основной конфликт в пьесах Кабуки и Дзёрури.
  • Тема 3. Поэзия периода Токугава
    Хайку как поэтическая форма. Построение и особенности. Преемственность по отношению к более ранним поэтическим формам. Комический жанр хайкай как предшественник поэзии хайку. Творчество Мацуо Басё. Творчество Ёса Бусон. Творчество Кобаяси Исса. Связь поэзии хайку с прозой. Путевые дневники: проза хайбун. Хайку как поэзия горожан. Хайку в наше время.
  • Тема 4. Проза в период Токугава.
    Проза XVII века. Кана-дзоси: разнообразие произведений внутри жанра. Японский вариант басен Эзопа. Ранняя пародия. «Нисэ моногатари». Творчество Асаи Рёи. Творчество Ихара Сайкаку. Термин укиё-дзоси. Поджанры укиё-дзоси: о любви, о самураях, о горожанах. Литература второй половины периода Токугава. Термин гэсаку. Связь между содержанием произведения и типом издания. Литература о веселых кварталах. «Забавные книги»: творчество Сикитэй Самба и Дзиппэнся Икку. «Книги о чувствах». Творчество Тамэнага Сюнсуй. «Книги для чтения». Творчество Уэда Акинари.
  • Тема 5. Литература периода Мэйдзи.
    Поздняя литература гэсаку. Переводы европейской литературы в эпоху Мэйдзи. Появление литературных журналов. «Сущность романа» Цубоутии Сёё. Основные направления японской литературы периода Мэйдзи. Натурализм. Реализм, романтизм. Творчество ведущих писателей эпохи Мэйдзи. Таяма Катай. Нацумэ Сосэки. Мори Огай. Хигути Итиё. Токутоми Рока.
  • Тема 6. Знаменитые японские писатели ХХ века. Японские писатели – лауреаты Нобелевской премии.
    Основные направления и группы первой половины ХХ века. «Общество Пана». Группа «Сиракаба». Пролетарская литература. Акутагава Рюноскэ. Танидзаки Дзюнъитиро. Дадзай Осаму. Нацумэ Сосэки – лауреат Нобелевской премии по литературе 1968 года. Нобелевская лекция Кавабата Ясунари «Красотой Японии рожденный». Оэ Кэндзабуро – лауреат Нобелевской премии по литературе 1994 года. Нобелевская лекция Оэ Кэндзабуро. Кадзуо Исигуро (Нобелевская премия 2017 года) - британский писатель японского происхождения.
  • Тема 7. Современная японская литература. Переводы и переводчики.
    Переводы современных японских авторов на русский язык. Как выбираются произведения для перевода. Кто становится переводчиком. Критерии хорошего перевода. Переводческие проекты. Двухтомник «Он» и «Она». Книги, переведенные в проекте JLPP (Japanese Literature Publishing Project). Феномен Мураками Харуки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Работа в аудитории + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Katō, S., & Sanderson, D. (1997). A History of Japanese Literature : From the Manyoshu to Modern Times (Vol. New abridged ed. translated & edited by Don Sanderson). Richmond, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=568949

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clanuwat, T., Bober-Irizar, M., Kitamoto, A., Lamb, A., Yamamoto, K., & Ha, D. (2018). Deep Learning for Classical Japanese Literature. https://doi.org/10.20676/00000341
  • Hibbett, H., Nobuhiro, S., Jones, S., & Watanabe, K. (2013). An Edo Anthology : Literature From Japan’s Mega-City, 1750-1850. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750903
  • Hill, C. (2005). Text and the City: Essays on Japanese Modernity; Transformations of Sensibility: The Phenomenology of Meiji Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DBEE879
  • Jacob, F. (2017). Modern Japanese Literature (Vol. [First edition]). Ipswich, Massachusetts: Salem Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1510456
  • Yao, Z. Y. (2015). Literature and the Remnants of Feudal Ideology in the Meiji Period: An Analysis of Ogai, Ichiyo, and Soseki. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F13E8104
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011