2020/2021
Искусство Испании и испанского мира
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2 модуль
Преподаватели:
Масиель Санчес Лев Карлосович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Испания и искусство испанского мира» входит в систему минора по испанистике и предназначен студентам-гуманитариям. Они знакомятся в хронологическим порядке с наиболее важными явлениями архитектуры и живописи Испании и ее колоний от средних веков до современности (IX–ХХ вв.). Важно, что междисциплинарный подход позволяет показать студентам других гуманитарных наук методологию и результаты исследований историков искусства.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов общих представлений об основных процессах развития искусства Испании, его месте в истории человечества
- знакомство с важнейшими памятниками этого искусства
- умение интерпретировать произведения искусства и архитектуры Испании и Латинской Америки с новейших методологических позиций
Планируемые результаты обучения
- знать общий ход развития испанского и латиноамериканского искусства и его соотношение со всемирно-историческим процессом, уметь ориентироваться в нем
- владеть представлением о периодизации и самых известных концепциях истории этого искусства и о современных подходах к ее изучению
- уметь самостоятельно включать знания по искусству отдельных регионов Испании и Латинской Америки и периодов в контекст всемирной истории искусства, обладать основами целостного синхронистического видения процесса развития искусства
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1. Искусство средневековья и эпохи Великих географических открытий.Миниатюры «Беатусов» и церковь Санта-Мария-дель-Наранко в Овьедо: проблемы дороманского искусства. Фрески церкви Сан-Климен в Тауле как образец романской живописи. Старый собор в Саламанке и архитектура крестоносцев. Региональная специфика стиля мудехар. Фламандская готика в Испании: картуха Мирафлорес в Бургосе. Платереско как переходный стиль между готикой и Ренессансом: монастырь Сан-Эстебан в Саламанке. Дворец Карла V в Гранаде как образец итальянского Ренессанса.
- Лекция 2. Золотой век: искусство Ренессанса и барокко.От итальянского Ренессанса к испанскому: Эскориал. Феномен Эль Греко. Испанская религиозность в скульптуре и живописи: Грегорио Фернандес и Франсиско де Сурбаран. Живопись Диего Веласкеса как одна из вершин мирового искусства. Эпоха Бурбонов и Луис де Мелендес. Региональные школы барокко в Андалусии и Галисии.
- Лекции 3. Искусство в колониях.Америка как утопия, новый идеальный мир. Разрушение и выживание индейского. Формирование метисной культуры и собственных элит. «Ультрабарокко» в архитектуре Мексики. Живопись школы Куско: иконография Богоматери и изображение религиозных шествий.
- Лекция 4. Искусство Испании XIX–ХХ вв.: европейское и национальное.Франсиско Гойя в испанском и мировом контексте. На пороге нового искусства: Хоакин Соролья и Игнасио Сулоага. Каталонский модернизм: Антони Гауди, Льюис Доменек, Жозеп Пуч. Искусство Испании ХХ века: Пикассо, Миро, Дали.
Элементы контроля
- Работа на семинаре
- Доклад по избранному студентом произведению искусства и архитектуры
- ЭкзаменЭкзамен состоит в узнавании и контекстуальном анализе произведений испанской архитектуры (одно) и живописи (второе).