• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Что люди делают в интернете: история и этнография онлайн-практик

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс посвящён качественным исследованиям практик на онлайн-платформах. В фокусе нашего внимания окажутся две темы: как практики в интернете развивались и трансформировались исторически, и как сегодня мы можем изучать и уже исчезнувшие и современные нам действия людей в интернете. Второй модуль будет посвящен истории онлайн-платформ: первым сетям, форумам, городским порталам, домашним страницам, появлению и развитию социальных сетей и тому, как трансформируются онлайн-медиа сейчас. Эта часть курса будет построена не на линейном описании, а на подходах через разные исследовательские перспективы. В третьем модуле мы будем изучать разные концептуальные и теоретические подходы к изучению онлайн-практик, а также методы качественный исследований: цифровую этнографию, интервью, работу с архивами интернета, мультимодальный анализ. Весь четвёртый модуль будет посвящен семинарской работе с исследовательскими проектами участников и методическим воркшопам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с исследовательскими подходами, которые позволят понимать и интерпретировать то, что люди делают в интернете и вместе с интернетом.
  • Проблематизировать и описать интернет как изменчивое явление, которое по-разному соотносится с практиками пользователей, материальностью интерфейсов, социальным контекстом.
  • Изучить и проанализировать, как устроены разные исследовательские подходы и методы. Научиться применять их и критиковать их.
  • Разработать проекты исследований, вместе пережить сложности применения теорий к явлениям, понимаемым на уровне здравого смысла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Рассматривает интернет как комплексное явление, изменчивое во времени и пространстве.
  • Вычленяет онлайн-практики и анализирует их с учетом их материального и исторического контекста.
  • Знает как устроено производство цифровых артефактов.
  • Выявляет метафоры в онлайн-практиках и дискурсах об интернете.
  • Рефликсивно использует разные понятия в контексте описания интернета и проблематизации этих понятий.
  • Понимает методы материальной семиотики и применяет их.
  • Различает элементы практик, фреймы, их исполнение и применение теоретического языка микросоциологии на примере интернет-исследований.
  • Работает с методом наблюдения.
  • Понимает как устроено поле и роль наблюдателя в цифровой этнографии.
  • Рефлексивно понимает основы для выработки позиции о роли исследователя в поле интернет-исследований.
  • Понимает работу онлайн-архивов и методов их анализа в исследовательской деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Интернет во времени и пространстве: историческая + антропологическая перспектива
    Формат: тильда + семинар Мини-задание 1: Представьте, что через 50 лет интернет закончится ― например, ему на смену придёт другая технология, или с целью минимизации углеродного выброса в атмосферу люди резко снизят использование электроприборов и интернет перестанет быть важной частью повседневности. Знакомый вам ребенок забегает к вам на чашечку чая с баранками и начинает расспрашивать у вас об истории интернета. Как вы расскажете эту историю? Мини-задание 2: Расскажите, из чего состоит сегодня ваш интернет, как он для вас устроен структурно, насколько связан именно с вашими практиками. Можно нарисовать это в виде схемы и загрузить в документ. На занятии мы будем обсуждать эти схемы. Семинар: знакомимся, обсуждаем материалы курса и мини-задания
  • Тема 2. Что изучать: практики
    Формат: тильда + ридинг-семинар Мини-задание 1: Выберите любую книгу из проекта Why We Post, полистайте её (не обязательно читать последовательно и целиком). Найдите в книге практику использования интернета или гаджетов, которая кажется вам неожиданной/непривычной. Опишите эту практику в общий файл. Также при описании практики проанализировать, что именно кажется непривычным и почему, как соотносится с личным опытом. Дополнительно ― если в файле уже много чужих ответов, соотнести эту практику с тем, что описали однокурсники, чем она отличается от того, что в других странах. Мини-задание 2 : Выберите одну-две онлайн-практики (использование эмодзи, ghosting, голосовые сообщения, мемы, знакомства в специальных чатах, сохранение) и подумайте о том, какая жизнь у этих практик была до интернета. Делали ли люди что-нибудь похожее? Чем они пользовались? Что из старых практик осталось, что изменилось в онлайне? Мини-задание 3: Вернитесь к своей истории интернета, насколько она глобальная/локальная? Учитывает ли она множественность практик и историй? Если нет, попробуйте дополнить её. Семинар: обсуждаем текст Katrin Tiidenberg (2018) Selfies: Why We Love (and Hate) Them. SocietyNow.
  • Тема 3. Что изучать: вернакулярная креативность в интернете. Исследования цифровых артефактов
    Формат: тильда + ридинг-семинар Мини-задание 1: на основе классификации мемов из текста к семинару, подберите по нескольку примеров мемов на каждый тип бессмыслицы. Сохраните их в удобном формате для обсуждения на семинаре. Семинар: обсуждаем текст Katz, Y., & Shifman, L. (2017). Making sense? The structure and meanings of digital memetic nonsense. Information, Communication & Society, 20(6), 825–842. Обсуждаем мини-задание.
  • Тема 4. Что изучать: дискурсы, утопии и метафоры об интернете
    Формат: тильда + ридинг-семинар Семинар: обсуждаем текст Boomen, v.d.M. (2014). Transcoding the Digital: How Metaphors Matter in New Media. Institute of Network Cultures.
  • Тема 5. Как изучать: роль материальной семиотики в анализе цифрового материала
    Формат: тильда Формат: тильда Мини-задание 1: Реконструируйте метод работы авторов предложенных статей: как они учитывают роль платформы, что это даёт? Мини-задание 2: Выберите две платформы/ приложения/ сайта, которые вы используете для одного и того же действия (переписка, онлайн-созвоны, обмен файлами). Проанализируйте, в чем разница между использованием этих платформ? Как особенности их устройства влияют на ваши практики?
  • Тема 6. Как изучать: Микросоциология
    Формат: тильда + семинар Семинар: критическое обсуждение театральной метафоры на разных платформах. Сравниваем, как устроены frontstage / backstage в разных контекстах онлайн-платформ.
  • Тема 7. Как изучать: наблюдение как метод в интернет-исследованиях. Роль дневников и заметок наблюдателя в анализе онлайн-практик
    Формат: тильда + семинар Мини-задание 1 (подготовить в форме презентации к семинару): Два варинта, надо нам заранее выбрать один 1) Просим понаблюдать день за чем-то, фиксировать всё, что кажется важным в объекте, процессе наблюдения, себе. Потом на паре предлагаем разбиться на группы, сравнивать формы записи и придумать проект антропологического дневника — как вести, как структурировать, что записывать. Семинар: представляем друг другу получившиеся формы записи и критикуем ― что из них выпадет, как можно дополнить, как форма дневника влияет на то, какое описание получится.
  • Тема 8. Как изучать: автоэтнография и проблема рефлексии позиции исследователя в онлайн-поле. Проблема экзотизации
    Формат: тильда + семинар Мини-задание 1: вернуться к истории интернета и понять роль позиции наблюдателя в ней, как структура рассказа связана с личным опытом. Дописать эту историю Семинар: обсуждаем этические и политические аспекты исследований, роль Standpoint, проекты исследований участниц/участников НИСа
  • Тема 9. Как изучать: работа с веб-архивами и интервью
    Формат: тильда + воркшопы Первая половина семинара: учимся работать с Internet Archive и архивными копиями сайтов в формате воркшопа. Вторая половина семинара: воркшоп с тренировкой сложных мест в интервью. Обсуждаем проекты исследований участниц/участников НИСа
  • Тема 10-12. Воркшопы по студенческим исследованиям
    В рамках воркшопов студенты презентуют дизайн и промежуточные результаты по исследованиям, которые они проводят в рамках своих курсовых работ. Другие участники воркшопов обсуждают исследования коллег, подключая знания из предыдущих занятий, критикуя или предлагая ходы по интерпретации материала или развитию темы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-задания
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Воркшопы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Воркшопы + 0.3 * Мини-задания + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Contemporary Comparative Anthropology – The Why We Post Project. (2019). Ethnos, 84(2), 283–300. https://doi.org/10.1080/00141844.2017.1397044
  • Katrin Tiidenberg. (2018). Selfies : Why We Love (and Hate) Them: Vol. First edition. Emerald Publishing Limited.
  • Transcoding the digital : how metaphors matter in new media. (2014).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ТИХОНОВА, С., & МЕДВЕДЕВА, Е. (2020). Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона. State, Religion & Church in Russia & Worldwide / Gosudarstvo, Religiia, Tserkov’ v Rossii i Za Rubezhom, 38(2), 235–262. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-235-262