• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Умная специализация: стратегия развития нового поколения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения дисциплины студенты должны: - знать основное содержания и этапы развития подхода умной специализации; - уметь провести анализ стратегических документов территориального развития с использованием методики умной специализации; - знать основное содержание и этапы развития кластерного подхода; - уметь спроектировать кластерную инициативу и объяснить ее роль в структуризации профессионального сообщества; - знать структуру процесса предпринимательского поиска и примеры его использования; - знать основное содержание и этапы развития концепции живой лаборатории и примеры ее использования в практике государственно-частного и гражданского партнерства; - уметь спроектировать живую лабораторию. Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра (майнор). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Теория и история менеджмента - Экономическая теория. Основные положения дисциплины могут быть использованы для выполнения проектной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представлений, знаний и навыков в сфере стратегического управления развитием территорий разного уровня на базе вовлечения заинтересованных групп от государства, бизнеса, гражданского общества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основное содержание и этапы развития подхода умной специализации. Приводит примеры лучших практик стратегий умной специализации в мире.
  • Знает основное содержание и этапы развития кластерного подхода и умеет объяснить его роль в структуризации профессионального сообщества.
  • Перечисляет и описывает этапы и структуру процесса предпринимательского поиска и приводит примеры его использования.
  • Пересказывает основное содержание и перечисляет этапы развития концепции живой лаборатории и приводит примеры ее использования в практике государственно-частного и гражданского партнерства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Умная специализация: стратегия коммуникации государства, науки, бизнеса и гражданского общества нового поколения
    1.1. Умная специализация (Smart specialization): от концепции к политике. 1.2. Шесть шагов по формированию умной специализации: распределение ролей государства, бизнеса, университетов, жителей. 1.3. Эволюция стратегий умной специализации. 1.4. Инструменты оценки стратегий умной специализации.
  • Предпринимательский поиск как новая возможность ГЧП: анализ российской и зарубежной практики
    2.1. Предпринимательский поиск – ключевая идея умной специализации. 2.2. Стадии предпринимательского поиска. 2.3. Кластеры как инструмент предпринимательского поиска: вовлечение регионального делового и академического сообщества в стратегическое развитие экономики. 2.4. Лучшие практики предпринимательского поиска.
  • Инновационные и промышленные кластеры как инструмент организации взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества
    3.1. Теория и практика кластерной политики: кластер – кластерная инициатива – кластерная организация. 3.2. Распределение ролей и участников в кластере: принцип четверной спирали. Кластерный менеджмент и лоббизм. 3.3. Преимущества и ограничения ведомственных традиций реализации программ поддержи бизнеса в контексте государственной кластерной политики. 3.4. Совместные проекты кластеров как способ структуризации и согласования интересов бизнеса и власти.
  • Живые лаборатории как новая практика вовлечения жителей в развитие территорий
    4.1. Живые лаборатории: идея и её адепты. 4.2. Ключевые участники и бенефициары живых лабораторий. 4.3. Проекты по вовлечению жителей в развитие территорий: обзор зарубежного опыта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Защита подготовленной дома презентации (10-15 слайдов) в рамках семинарского занятия. Тема презентации – «Оценка стратегии регионального развития по методике умной специализации». Задание выполнятся в мини-группе. Примечание: в 2020/2021 уч. г. форма контроля реализована в 1 модуле очно.
  • неблокирующий Проект
    Проект по анализу и оценке кластерной инициативы. Примечание: в 2020/2021 уч. г. форма контроля реализована в 1 модуле очно.
  • неблокирующий Решение кейса
    Анализ кейса и подготовка на его основе письменного обоснования приоритетов регионального развития по методике умной специализации. Первая половина задания выполняется в аудитории, вторая - вне аудитории индивидуально. Результаты выполнения задания направляются студентами на электронную почту преподавателя в формате MS Word. Примечание: в 2020/2021 уч. г. форма контроля частично реализована в 1 модуле очно (обсуждение в аудитории), вторая часть - онлайн (самостоятельная проработка, письменное оформление результатов и направление по электронной почте).
  • неблокирующий Проект
    Разработка проекта живой лаборатории (работа в мини-группе). Защита проектов проводится в рамках семинарского занятия онлайн на платформе MS Teams. Преподаватель проводит промежуточное обсуждение проектов и отвечает на вопросы студентытов в рамках семинарских занятий онлайн на платформе MS Teams.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Защита подготовленной дома презентации (10-15 слайдов) в рамках семинарского занятия. Тема презентации – «Кейс трансформации региональной экономики». Задание выполнятся в мини-группе. Примечание: в 2020/2021 уч. г. форма контроля реализована в 1 модуле очно.
  • неблокирующий Тест
    Тест «Умная специализация: стратегия развития нового поколения». Выполняется самостоятельно и индивидуально студентами в аудитории в ходе предпоследнего занятия (80 минут). Необходимо письменно ответить на 10 вопросов (множественный выбор с единственным правильным ответом) и кратко прокомментировать выбранный вариант ответа. Каждый правильный ответ с комментарием оценивается в 10 баллов; каждый правильный ответ без пояснения – 5 баллов; каждый неправильный ответ (с пояснением или без него) – 0 баллов. Тестрирование проводится во время занятия онлайн на платформе MS Teams (студентам направляется ссылка на текст, составленный с использованием ресурса google form). Преподаватель на связи со студентами во время выполнения теста и отвечает на вопросы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Проект + 0.15 * Проект + 0.15 * Решение кейса + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Karlsson Charlie, Andersson Martin and Bjerke Lina Geographies of Growth: Innovations, Networks and Collaborations [Book]. - Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2017.
  • Pronestì, Giuseppe. (2018). Life Cycle of Clusters in Designing Smart Specialization Policies. 10.1007/978-3-030-03780-2
  • Баканов, А.С. Проектирование пользовательского интерфейса: эргономический подход : монография / А.С. Баканов, А.А. Обознов. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 184 с. - ISBN 978-5-9270-0165-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059171
  • Балюк С.С. - Повышение уровня регионального экономического развития: комплексный и кластерный подходы - Русайнс - 2016 - 185с. - ISBN: 978-5-4365-1323-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/921976
  • Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Плотников В.А., Положенцева Ю.С. - Механизм структуризации социально-экономического пространства региона: кластерный подход - Русайнс - 2017 - 293с. - ISBN: 978-5-4365-2047-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/924144
  • Граждане как партнеры. Руководство ОЭСР по информированию, консультациям и активному участию общества в разработке политического курса / М. Грембергер. - М.: Весь Мир, 2002. - 120 с.: ISBN 978-5-7777-0204 X - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1012964
  • Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование: Научное / Еганян А. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5087-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912791
  • Носова С.С. - Региональная и инновационная экономика: кластеры - Русайнс - 2017 - 281с. - ISBN: 978-5-4365-1705-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922816
  • Рисин И.Е. - Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение - Русайнс - 2015 - 166с. - ISBN: 978-5-4365-0439-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918704

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kumar, T.M.Vinod & Dahiya, Bharat. (2017). Smart Economy in Smart Cities. 10.1007/978-981-10-1610-3_1.
  • Seghrouchni A.E.F. et al. Enablers for Smart Cities. 2016.
  • Stimmel C.L. Building smart cities: analytics, ICT, and design thinking. Boca Raton: CRC Press, Taylor & Francis Group, 2016. 266 p.