• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Биотехнология и биоинженерия"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Биоэкономика)
Направление: 19.04.01. Биотехнология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Биоэкономика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 120

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Научно-исследовательский семинар "Биотехнология и биоинженерия"», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 19.04.01 Биотехнология, обучающихся по образовательной программе «Биоэкономика». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 19.04.01 Биотехнология; Образовательной программой «Биоэкономика» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Биоэкономика». Данная учебная дисциплина включена в ключевые семинары Учебного плана 19.04.01 Биотехнология. Осваивается на 1 курсе в модулях 1-4. Основные положения дисциплины «Научно-исследовательский семинар "Биотехнология и биоинженерия"» будут использоваться при прохождении практик на 1-2 курсах образовательной программы «Биоэкономика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с последними достижениями в области науки, возникшей и развивающейся на достижениях молекулярной биотехнологии, микробиологии, биохимии, генетики, вирусологии, и других. В лекциях дается представление о том, как с помощью технологии рекомбинантных ДНК можно создавать нужные человеку продукты. Рассматриваются вопросы, связанные с основами молекулярной биотехнологии и возможностью совершенствования на этой основе биотехнологических процессов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание о молекулярно-биотехнологической революции в биологии. Освоение технологии рекомбинантных ДНК.
  • Знание основ генной терапии. Освоение метода картирования локуса генетического заболевания в определенном районе хромосомы.
  • Знание основ молекулярной биотехнологии эукариотических систем.
  • Освоение биотехнологических процессов при участии рекомбинантных микроорганизмов.
  • Освоение векторных и невекторных технология. Получение навыка использования для экспрессии генов других микроорганизмов.
  • Освоение методов использования рекомбинантных микроорганизмов для получения коммерческих продуктов различного назначения.
  • Освоение навыка получения рекомбинантных белков с помощью эукариотических систем.
  • Освоение основных элементов и процессов, используемых в молекулярной биотехнологии. Освоение химического синтеза.
  • Освоение случайного мутагенеза с использованием олигонуклеотидных праймеров. Получение навыка повышения ферментативной активности.
  • Получение представлений о биоконтроле патогенных микроорганизмов. Получение представления о методах идентификации генов токсинов.
  • Получение представлений о методах иммунодиагностики, навыки идентификации гибридных клеточных линий, секретирующих специфические антитела. Получение навыков молекулярной диагностики генетических заболеваний.
  • Получение представлений о производстве гормонов роста, инсулина, интерферонов и др. лекарственных препаратов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Молекулярная биотехнология как главное направление в развитии общей биотехнологии.
  • Основные элементы и процессы, используемые в молекулярной биотехнологии. Биологические системы, используемые в молекулярной биотехнологии. Химический синтез, определение нуклеотидной последовательности и амплиикация ДНК.
  • Биотехнология рекомбинантных ДНК. Оптимизация экспрессии генов, клонированных в прокариотических системах.
  • Получение рекомбинантных белков с помощью эукариотических систем.
  • Направленный мутагенез и генная инженерия белков.
  • Молекулярная биотехнология микробиологических систем Биотехнологические процессы при участии рекомбинантных микроорганизмов.
  • Медицина и иммунобиотехнология Микробиологическое производство лекарственных средств.
  • Вакцины. Молекулярная диагностика.
  • Использование рекомбинантных микроорганизмов для получения коммерческих продуктов различного назначения. Биодеградация токсичных соединений и утилизация биомассы.
  • Сельское хозяйство и экология Бактерии, стимулирующие рост растений. Микробные инсектициды.
  • Молекулярная биотехнология эукариотических систем Генная инженерия растений: методология и применение. Трансгенные животные.
  • Молекулярная генетика человека. Генная терапия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа 1-2 модулей
    Текущий контроль проводится в виде аудиторной работы. Оценка выставляется по десятибалльной шкале. Студенту необходимо проявлять активное участие во время занятий. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Аудиторная работа 3-4 модулей
    Текущий контроль проводится в виде аудиторной работы. Оценка выставляется по десятибалльной шкале. Студенту необходимо проявлять активное участие во время занятий. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Экзамен 1-2 модулей
    Оценка на экзамене учитывает знание основных положений курса и правильность выполнения заданий. Экзамен по дисциплине проводится в устной форме. Экзаменационный билет содержит несколько вопросов из разных тем. Оценивается владение теоретическими знаниями дисциплины. Оценка выставляется по десятибалльной шкале.
  • неблокирующий Экзамен 3-4 модулей
    Оценка на экзамене учитывает знание основных положений курса и правильность выполнения заданий. Экзамен по дисциплине проводится в устной форме. Экзаменационный билет содержит несколько вопросов из разных тем. Оценивается владение теоретическими знаниями дисциплины. Оценка выставляется по десятибалльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.6 * Аудиторная работа 1-2 модулей + 0.4 * Экзамен 1-2 модулей
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * 2021/2022 учебный год 2 модуль + 0.3 * Аудиторная работа 3-4 модулей + 0.2 * Экзамен 3-4 модулей
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Молекулярная биология : учебник / В.В. Иванищев. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — (Высшее образование). — 225 с. — DOI: https://doi.org/10.12737/1731-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1019421
  • Субботина, Т.Н. Молекулярная биология и генная инженерия : практикум / Т.Н. Субботина, П.А. Николаева, А.Е. Харсекина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 60 с. - ISBN 978-5-7638-3857-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1032111 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1032111

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Молекулярная спектроскопия: основы теории и практика: Учебное пособие / Ф.Ф. Литвин, В.Т. Дубровский и др.; Под ред. Ф.Ф.Литвина - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 263 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (о) ISBN 978-5-16-005727-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/444657
  • Прошкина Е. Н., Юранева И. Н., Москалев А. А. - МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ: СТРЕСС-РЕАКЦИИ КЛЕТКИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 101с. - ISBN: 978-5-534-08502-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/molekulyarnaya-biologiya-stress-reakcii-kletki-441651
  • Симметрия молекул и молекулярная спектроскопия, Банкер, Ф., 1981