Бакалавриат
2021/2022
Философия
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
32
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Доронина Анна Александровна,
Ищенко Наталья Ильинична,
Лифинцева Татьяна Петровна,
Макарова Ирина Владимировна,
Парамонов Андрей Альбертович,
Подобуева Екатерина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой введение в философию, приглашение к совместной рефлексии над вопросами о происхождении мира, о сущности бытия и человека. От фундаментальных философских вопросов о том, что такое знание, познание, понимание, какова природа чисел, что считать прекрасным, а что безобразным, что такое свобода воли и т.д., мы перейдем к вопросам, которые остро встают в связи с бурным развитием технологий, - вопросам, связанным с цифрой, с мышлением машин, с природой коммуникации и информации, этическими проблемами биотехнологий и экологии. По ходу изучения материала, студенты познакомятся с основными вехами в истории философии, ключевыми философскими идеями и авторами, чьи концепции радикальным образом повлияли на трансформацию представлений человека о мире и о самом себе. ДОЦ "Философия" предполагает кластерность, то есть программа курса варьируется от одной группы образовательных программ к другой, объединенных по принципу тематического родства. Структура курса для каждого отдельного кластера включает базовую и вариативную части. Базовая часть едина и обязательна для студентов всех входящих в конкретный кластер образовательных программ. Содержание вариативной части зависит от специфики направлений подготовки конкретной семинарской группы.
Цель освоения дисциплины
- Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения.
- Уяснение методологической роли философского знания.
- Ознакомление с основными философскими проблемами, как традиционными, так и современными.
- Повышение логической культуры, развитие навыков критического мышления.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает историю возникновения и основные этапы развития философии.
- Студент знает основные категории философии, формы и методы познания, их эволюцию.
- Студент знает основные методологические подходы, сложившиеся в философской области знания.
- Студент знает основные направления современной философии.
- Студент знает основные положения наиболее значимых философских концепций.
- Студент понимает смысл и назначение философии, ее место и роль в обществе.
- Студент способен корректно использовать полученные знания для формирования личностной стратегии духовно-интеллектуального развития, в различных формах деятельности и межкультурной коммуникации, в своей профессиональной сфере.
- Студент способен критически оценивать явления социальной реальности.
- Студент умеет распознавать философские проблемы и стратегии их разработки.
- Студент умеет распознавать философские проблемы и стратегии их разработки.
Содержание учебной дисциплины
- Кластер "Естественные науки" (онлайн-курс: "Основы философии: о чем спорят философы сегодня"; ОП: "Клеточная и молекулярная биология")
- Кластер "Математика" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Математика, Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и ЦПМ")
- Кластер "Юристы, социологи, политологи, ГМУ, психологи" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Социология", "Юриспруденция", "Юриспруденция: частное право", "ГМУ")
- Кластер "Реклама, медиа, дизайн, урбанисты" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Реклама и связи с общественностью", "Журналистика", "Медиаком", "Мода", "Дизайн", "Современное искусство")
- Кластер "Экономика, менеджмент" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Мировая экономика")
- Кластер "Гуманитарии и востоковеды" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "История искусств", "Востоковедение", "Культурология", "Филология", "Фундаментальная и компьютерная лингвистика")
- Кластер "Программисты и инженеры" (онлайн-курс: "Основы философии: о чем спорят философы сегодня"; ОП: "Компьютерная безопасность")
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- ЭкзаменДля всех кластеров, кроме кластеров "Реклама, медиа, дизайн, урбанисты" и "Экономика, менеджмент": экзамен проводится в устной форме. Для кластеров "Реклама, медиа, дизайн, урбанисты" и "Экономика, менеджмент": экзамен проводится в устной или письменной форме (на усмотрение преподавателя).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Рассуждение о методе..." и другие произведения, написанные в период с 1627 г. по 1649 г. : пер. с лат. и фр., Декарт, Р., 2014
- [Сочинения]. Т.4: Исследование о человеческом познании, Юм, Д., 2009
- Государь, Макиавелли (Макьявелли), Н., 2005
- Два трактата о правлении, Локк, Д., 2009
- Избранное : пер. с фр., Монтень, М., 1988
- Избранное, Платон, ., 2004
- Избранные произведения, Монтескье, Ш. Л., 1955
- История философии. Кн.1: Древний мир. Античность, Грядовой, Д. И., 2009
- История философии. Кн.2: Средние века. Возрождение. Новое время, Грядовой, Д. И., 2014
- История философии. Кн.3: Европейское просвещение. Иммануил Кант, Грядовой, Д. И., 2014
- Критика чистого разума, Кант, И., 2015
- Левиафан, Гоббс, Т., 2018
- Метафизика : переводы, комментарии, толкования, Аристотель, ., 2002
- Новый Органон наук, Бэкон, Ф., 2016
- Об общественном договоре : трактаты, Руссо, Ж.-Ж., 1998
- Об ученом незнании; О предположениях, Николай Кузанский, 2000
- Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов : пер. с нем., Кант, И., 2007
- Сочинения, Беркли, Д., 2000
- Сочинения. Т. 3: ., Локк, Д., 1988
- Сочинения. Т.1: ., Декарт, Р., 1989
- Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
- Сочинения. Т.1: ., Локк, Д., 1985
- Сочинения. Т.2: ., Лейбниц, Г. В., 1983
- Сочинения. Т.2: ., Локк, Д., 1985
- Философские произведения, Роттердамский, Э., 1986
- Этика, Спиноза, Б., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008