• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Российская экономика

Статус: Курс по выбору (Прикладная экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Кузнецов Борис Викторович, Орлова Юлия Александровна
Прогр. обучения: Прикладная экономика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой МООС на онлайн-платформе НИУ ВШЭ - https://online.hse.ru/showcase/economy/russian-economy_full_course. Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  История экономических учений;  Математическая статистика;  Микроэкономика;  Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются:  дать представления о современном состоянии российской экономики;  сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование у слушателей понимания комплексности принимаемых решений на уровне государственной политики, необходимости оценки последствий регулирующих воздействий на социально-экономическую систему.
  • Понимание слушателями тех объективных и субъективных факторов, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причин выбора конкретной модели проведения рыночных реформ.
  • Получение знаний о причинах и масштабах структурных и социальных изменений в период трансформационного спада и их влияния на тенденции экономического развития России
  • Знания о современном уровне социально-экономического развития России, как в абсолютных, так и в относительных показателях, включая место России в различных международных рейтингах
  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста
  • Знание основных показателей бедности и неравенства,в России, особенностей российского среднего класса
  • Знание основных проблем в области здравоохранения, взаимосвязи между развитием этой сферы и экономическим развитием, смысла проводимых реформ и их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области образования, взаимосвязи между образованием и проблемой социальной и экономической структуры, об основных моделях реформирования системы образования, их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области обеспечения качества жизни населения, включая обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой, представления об альтернативных моделях развития градостроительства и формирования рынка жилья..
  • Получение слушателями представлений об исторических особенностях формирования экономики России, об "эффектах колеи" в части территориального развития, развития инфраструктуры, формирования институтов.
  • Знания о причинах и механизмов формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Переход от планово-административной системы к рыночной экономике
    Рассматриваются причины и механизмы развития экономических дисбалансов и социальных противоречий в период позднего СССР, объективные предпосылки к отказу от плановой системы хозяйства, существовавшие альтернативные подходы к модернизации экономики. Особое внимание уделено программам рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века , положительным и отрицательным экстерналиям либерализации торговли, приватизации государственной собственности и т.д. Тема затрагивает два основных периода: период трансформационного спада, завершившегося кризисом 1998 г., и период восстановительного роста (1999-2008), вклюючая кризис 2009г.
  • Экономическая история России
    В рамках данной темы слушателям лаются базовые факты из экономической истории России и особенности социально-экономического развития в период перехода к индустриальной экономике в рамках Российской империи (начиная с середины ХIX века) и в Советский период (1917-1990 гг.). Основной фокус лекций и семинарских занятий сделан на описания географических, исторических и институциональных факторов, формировавших экономическую структуру в эти периоды и влияющих на особенности построения в России рыночной экономики.
  • Современное состояние и тенденции в развитии экономики России
    Рассматриваются вопросы позиционирования России в мировой экономики, включая общий уровень экономического и социального развития, место и роль в мировой торговле. Тема включает также обсуждение таких проблем как механизмы и модели экономического роста, структуры экономики и роль структурных сдвигов в экономическом развитии, а также проблемы развития основных секторов экономики России, включая нефте-газовый сектор, обрабатывающую промышленности, сельской хозяйство и др.
  • Актуальные проблемы экономики России и альтернативные пути их решения
    Лекции и семинары в рамках темы посвящены проблематике поиска новой модели экономического роста, актуальным институциональным и экономическим вызовам для социально-экономического развития. Рассматриваются вопросы места и роли государства в современной экономике России, государственной экономической политики в условиях исчерпания прежних источников роста, нарастания геополитических противоречий.
  • Социальные проблемы и экономический рост
    Рассмотрены проблемы социальной структуры российского общества, вопросы социального неравенства, бедности, основные демографические тенденции. Основной акцент сделан на обсуждении основных характеристик, тенденции и проблемы в формировании человеческого капитала (здравоохранение, образование и др.), а также на обсуждении прошедших и/или обсуждаемых реформ в части социального развития. Обсуждение в рамках лекций и семинарских занятий сфокусировано на взаимосвязи процессов социального и экономического развития.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за прохождение онлайн-тестов по лекциям 1-16
    Максимальное количество прохождений каждого из предложенных тестов в онлайн курсе ограничено двумя попытками. В итоговой оценке за онлайн курс учитываются последние из полученных оценок за каждый из предложенных тестов. Оценка за курс – округленное по арифметическим правилам частное от деления оценки за прохождение онлайн-курса «Российская экономика» на 10.
  • неблокирующий Оценка за прохождение онлайн-тестов по лекциям 17-32
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Оценка за курс – округленное по арифметическим правилам частное от деления оценки за прохождение онлайн-курса «Российская экономика» на 10
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002
  • Российская экономика. Кн.2: Настоящее и перспективы после реформ, , 2019