Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Практика обработки данных в SPSS"
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Галицкая Елена Геннадьевна,
Пушкина Екатерина Дмитриевна
Прогр. обучения:
Маркетинг
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар "Практика обработки данных в SPSS" является продолжением курса "Методология научных исследований в маркетинге" и носит прикладной характер. Основное внимание уделяется методам, которые могут помочь менеджерам в принятии маркетинговых решений. Семинар «Практика обработки данных в SPSS» предполагает, что студенты владеют методами маркетинговых исследований, хорошо представляют себе практические задачи в этой области и, кроме того, имеют серьезную подготовку по математической статистике. В части программного обеспечения необходимо владение средствами Microsoft Office, а также знакомство с программным пакетом SPSS. Задача семинара – дать возможность студентам практически овладеть основными навыками деятельности в сфере анализа маркетинговой информации. Компьютерные методы анализа данных находят все более широкое применение для принятия маркетинговых решений. В данном семинаре в качестве программной основы компьютерного моделирования и анализа маркетинговых данных рассматривается программный пакет SPSS. В ходе семинарских занятий студенты решают практические задачи с помощью обработки реальных маркетинговых данных. В качестве самостоятельной работы студентам предлагается реализовать один из методов маркетингового моделирования с применением программного пакета SPSS.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является вооружение слушателей навыками анализа маркетинговой информации в реальных условиях для принятия маркетинговых решений на фирме или предприятии (например, решений по сегментированию рынка, позиционированию и продвижению товара, ценовой политике и других).
Планируемые результаты обучения
- Освоил факторный анализ (метрический метод главных компонент, PCA).
- Освоил метод оптимального шкалирования (категориальный метод главных компонент, CatPCA).
- Освоил метод иерархической кластеризации.
- Освоил кластеризацию методом К-средних.
- Освоил метод Classification Tree из программного пакета SPSS.
- Овладение (в том числе с использованием программного пакета SPSS) навыками проверки гипотез, сформулированных на основе частотного распределения значений переменных.
- Овладение с помощью программного пакета SPSS навыками проверки гипотез, сформулированных на основе расчёта средних значений переменных.
Содержание учебной дисциплины
- Базовый анализ данных: выполнение работы «Оценка успешности рекламной кампании (сравнение выборочной доли информированных потребителей со значением из генеральной совокупности)».Сформулировать альтернативную и нулевую гипотезы для проверки значимости различия долей. Рассчитать проверочные таблицы для переменной, определяющей выборку из целевой группы Указать размер выборки из целевой группы. Сделать необходимые расчёты в MS Excel (с четырьмя десятичными знаками), привести вывод по расчётам в MS Excel. Сделать необходимые расчёты в SPSS, сформулировать вывод по расчётам в SPSS. Сделать содержательный вывод по заданию.
- Базовый анализ данных: выполнение работы «Проверка значимости различия средних значений, полученных по двум независимым / зависимым выборкам».Сформулировать проверяемые гипотезы для проверки значимости различия средних значений. Рассчитать проверочные таблицы для переменной, определяющей выборки из целевых групп. Привести таблицы с результатами процедуры расчёта t-критерия. Сделать содержательный вывод по заданию.
- Углубленный анализ данных: оптимальное шкалирование (категориальный метод главных компонент)Цели применения категориального метода главных компонент Оцифровка категориальных переменных с помощью процедуры оптимального шкали-рования Особенности применения категориального метода главных компонент
- Углубленный анализ данных: факторный анализ (метрический метод главных компонент)Цели применения факторного анализа в маркетинге Модель факторного анализа Принципы выбора числа факторов Вращение факторов Интерпретация результатов факторного анализа
- Углубленный анализ данных: кластерный анализ (иерархическая кластеризация, кластеризация методом К-средних)Маркетинговые задачи, решаемые с помощью кластерного анализа Методы объединения кластеров Меры расстояния между объектами Иерархический кластерный анализ Метод К-средних
- Углубленный анализ данных: метод Classification Tree из программного пакета SPSSЦель, задачи и преимущества построения деревьев классификации Методы построения деревьев классификации Интерпретация полученных результатов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
Рекомендуемая дополнительная литература
- Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012