• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Анализ фильма

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Анализ фильма" предполагает изучение основных подходов и методов анализа, а также теории фильма в исторической перспективе. Студентам предлагается рассмотреть фильм в трех измерениях (визуальном, аудиальном и словесном) и отработать навыки критического анализа и академического письма при работе с кинематографическим материалом. Курс предполагает также изучение фильма в широком спектре интермедийных связей (кинематограф, литература, фотография, театр, радио) как с точки зрения теории (взаимодействие теорий различных искусств, их взаимообмен и взаимообогащение), так и с точки зрения сопоставительного анализа материала (взаимопроникновение различных медиумов и адаптация свойств других искусств).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – изучить основные теории фильма в исторической динамике, сформировать представление об основных составляющих фильма и их взаимодействии как с точки зрения внутренней структуры, так и с точки зрения восприятия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные элементы визуальной репрезентации фильма
  • Иметь представление о развитии кинематографа как технологии, основных этапах развития истории и теории кино.
  • Знать основные теории монтажа в исторической динамике
  • иметь представление о ненарративном кино в исторической динамике
  • Знать виды звука в кино, их функции и возможности.
  • Знать основные теории кино в метафорах
  • Знать концепцию Ж. Делеза об устройстве кинематографа
  • Знать теории В. Собчак, Л. Маркс.
  • Знать определения театральности в кино.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Фильм: визуальная и звуковая репрезентация. Основные этапы развития кино как технологии. Развитие теории кино.
    Фильм: визуальная и звуковая репрезентация. Основные этапы развития кино как технологии (краткий обзор: кино-аттракцион, появление речи (интертитры), появление внешнего музыкального сопровождения (антивоспроизводимость), появление звука, появление голоса). Кино как «движущееся изображение» и как «образ-движение». Динамика кинематографа с точки зрения зрителя. Основные свойства кино как медиума. Экспериментальные возможности кино как медиума в исторической динамике.
  • Основные категории визуальной репрезентации фильма
    Основные категории визуальной репрезентации фильма: поле, план, кадр. Понятия «поле» и «вне поля». Техники выхода за пределы поля, функции поля, создание пространства «видимого» и «невидимого» в фильме, стратегии конструирования автором пространства «вне поля» в восприятии зрителя. Связь визуальной структуры поля со звуковой репрезентацией фильма. Понятие кадра. Определения «закадрового пространства» или пространства «вне кадра» (С.М. Эйзенштейн). Внутреннее деление кадра. Понятие плана. Виды плана по величине, движению, длительности. Крупный план, неподвижный план, тревеллинг, панорама, длинный план. Функции видов плана. Переходы от одного плана к другому. Работа камеры: подвижная камера, субъективная камера.
  • Монтаж в теории и истории кино.
    Теории монтажа, определения монтажа, историческая динамика. Монтаж по Д. Вертову, С.М. Эйзенштейну, Ю.М. Лотману, К. Метцу, Ж. Делезу. Художественные потенции монтажа как технологии. Основные функции монтажа: создание эффекта последовательности, длительности, одновременности, сопоставления, рассогласования. Понятие монтажного шва. Понятие лакуны и лакунарности в применении к кинематографу, «продуктивный» монтаж (Б. Балаш). Монтаж с точки зрения зрителя: основные эффекты. Монтаж «за пределами» кино: бриколаж, коллаж, ассамбляж, категория случайности сопоставляемых элементов.
  • Ненарративное кино
    Ненарративное кино: от аттракциона в раннем кино до экспериментов современности. Теория аттракциона (Т. Ганнинг) и особенности его восприятия в раннем кинематографе, аттракцион как технология в раннем кино. Аттракцион как художественный прием и эффект в нарративном кинематографе. Функции аттракциона, его виды и экспериментальный характер с точки зрения длительности, движения, ритма и нарративного ожидания. Позиция зрителя в структуре опыта просмотра ненарративного кино.
  • Звук в кино
    Звук в кино. Виды звука: музыка, шум, голос. Соотношение и взаимодействие различных видов звукового оформления. Диегетический/недиегетический звук. Функции вовлечения зрителя и расфокусирования зрительского внимания. Синхронный/асинхронный звук. Понятие «акуметра» (М. Шион). Звук, подчиняющийся изображению (аккомпанирующий ему), звук, сопротивляющийся изображению (порождающий диссонанс).
  • Теория кино в метафорах: окно, рамка, глаз, зеркало, дверь, порог
  • Теория Ж. Делеза
  • Театральность, фотографичность, литературность в кино: возможности интермедийных взаимодействий.
  • Гаптическая визуальность
    Л. Маркс, В. Собчак
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Оппонирование
  • неблокирующий Итоговое академическое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад + 0.4 * Итоговое академическое эссе + 0.2 * Коллоквиум + 0.1 * Оппонирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585
  • Pethő, A. (2011). Cinema and Intermediality : The Passion for the In-between. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=522802
  • Toby Miller, & Robert Stam. (2008). A Companion to Film Theory. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231749

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abel, R. (2005). Encyclopedia of Early Cinema. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=106201