• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Нейропсихология и нейропсихоанализ

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Аузан Полина Андреевна
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Представление о наиболее влиятельных нейропсихологических теориях в контексте исторического развития основных общепсихологических школ, а также об основных формах нарушений психических процессах, возникающих в связи с повреждениями головного мозга.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение студентами представлением о наиболее влиятельных нейропсихологических теориях в контексте исторического развития основных общепсихологических школ, а также об основных формах нарушений психических процессах, возникающих в связи с повреждениями головного мозга.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • строение головного мозга, мозговую организацию высших психических функций и их нарушения; • логику исторического развития нейропсихологии и нейропсихоанализа; • теоретические основы нейропсихоанализа; • связи нейропсихоанализа с другими разделами научной и практической психологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Нейробиологические основы психотерапии
    Тема 1. Строение нервной системы, ее отделы и функции. • Вегетативная нервная система – симпатический и парасимпатический отделы и их связь с эмоциональной сферой. • Строение мозга. Анатомические принципы организации мозга • Теория триединства мозга П.Маклина (1960)– мозг рептилий, млекопитающих и высших приматов. • Строение лимбической системы – мозгового субстрата эмоциональной сферы. Структуры лимбической системы: 1.таламус и его роль в компульсивном поведении. • Амигдала как система раннего оповещения и ее связь с эмоциями страха и печали, тревожно-депрессивными, фобическими расстройствами, ПТСР. • Гиппокамп и его роль в кратковременной и долговременной памяти. • Связь гиппокампа с ПТСР и депрессией. • Гипоталамус, гипоталамо-гипофизарная система и их роль в реакции на опасность и стресс. • Неокортекс - строение и функции. Лобные, височные, затылочные, теменные доли. Лобная (префронтальная) кора: дорсолатеральная префронатальная кора, орбитофронатальная кора, вентромедиальная кора и их роль в психотерапевтическом процессе. • Просмотр видеоматериалов (видеодемонстрация основных структур головного мозга) Тема 2. Аффективные нейронауки и клинические нейронауки- исследования эмоциональной сферы. Нейробиологические основы привязанности. • Я.Панксепп – основатель аффективных нейронаук. Теория нейроэмоциональных систем. Связь нейроэмоциональных систем с типом привязанности и с депрессией. • Исследования А. Дамазио и Дж.ЛеДу. Нейробиологические основы страха, тревоги. Изменения в различных отделах мозга при ПТСР, тревожном и обсессивно-компульсивном расстройствах. Нейробиологические основы эмпатии и нарциссизма. • Теория А. Шора о двух этапах развития мозга младенца и его способности к эмоциональной регуляции. • Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы. • Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области, лобных отделов мозга. • Просмотр видеоматериалов (иллюстрация – видео детей с различными типами привязанности).
  • 3. Нейропсихологическая диагностика – основные методы исследования высших психический функций
    • Методы нейропсихологического исследования. • Демонстрация проведения нейропсихологического обследования
  • 4. Мозговая организация высших психических функций и их нарушения
    Тема 1. Зрительный анализатор и зрительные расстройства - сенсорные и гностические • Строение зрительного анализатора. • Сенсорные нарушения работы зрительного анализатора • Виды зрительных агнозий • Псевдоагнозии. • Основные методики исследования нарушений зрительного гнозиса. • Просмотр видеоматериалов - пациенты со зрительной агнозией Тема 2. Слуховой анализатор и акустические расстройства - сенсорные и гностические. • Строение слухового анализатора • Сенсорные нарушения работы слухового анализатора • Гностические слуховые расстройства (акустическая агнозия, амузия, аритмия, нарушение интонационной стороны речи) • Методики исследования нарушений слухового гнозиса Тема 3. Кожно-кинестетический анализатор – мозговая организация. Тактильные агнозии • Кожно-кинестетическая чувствительность • Строение кожно-кинестетического анализатора • Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетического анализатора • Виды тактильных агнозий: предметная, тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта, соматоагнозия. • Методики исследования нарушений тактильного гнозиса. Тема 4. Произвольные движения и действия –мозговая организация. Нарушения произвольных движений и действий - апраксии. • Произвольные движения и действия. • Афферентные и эфферентные механизмы двигательного анализатора. • Строение двигательного анализатора - пирамидная и экстрапирамидная системы. • Апраксии. • Классификация апраксий по А. Р. Лурия. • Методики исследования произвольных движений и действий • Просмотр видеоматериалов пациетов с разными видами апраксий • Тема 5. Речь – мозговая организация. Нарушения речи- афазии • Речь, ее структура и виды • Экспрессивная и импрессивная речь. • Афазии. • Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией. • Методики исследования нарушений речевых функций. • Просмотр видематериалов пациентов с разными видами афазий Тема 6. Внимание, память и мышление – мозговая организация и нарушения Тема 7. Нейропсихоанализ • Методы нейропсихоанализа. • Демонстрация проведения нейропсихологического обследования.
  • 2. Теоретические основы нейропсихологии
    • Нейропсихология и нейронауки • Основные направления нейропсихологии • История развития нейропсихологии и представлений о локализации психических функций в мозге. • Исследования З.Фрейда афазии. • А.Р.Лурия – родоначальник отчественной нейропсихологии, он же – ученый секретарь русского психоаналитического общества. • Концепция А. Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ. • Основные нейропсихологические понятия. Высшие психические функции. • Динамическая локализация функций. Нейропсихологический фактор, симптом и синдром. • Просмотр видеоматериалов (Иллюстрация - видео пациентки, перенесшей инсульт).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Эссе + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нейропсихология сегодня : сборник, , 1995
  • Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов, Лурия, А. Р., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Притца А., Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. PSYCHOANALYSIS 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09537-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-psychoanalysis-429738
  • Цветкова Н.А. - Основы психологического консультирования: Учебное пособие для студентов, обучающихся на психологических факультетах высших учебных - Русайнс - 2017 - 315с. - ISBN: 978-5-4365-16011 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929611
  • Цветкова Н.А., Козырева В.В., Несетрова А.А. - Психологическая поддержка лиц зрелого и пожилого возрастов - Русайнс - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-4365-3513-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933809