• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Историко-культурная память в локальных сообществах

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на изучение вопросов формирования историко-культурной памяти в современных локальных сообществах. В рамках курса понятие локальное будет рассмотрено в том числе в контексте современных представлений о регионе. В практическом отношении речь идет об анализе вопросов формирования и изменения региональной памяти (вкл. радикальный пересмотр, вытеснение, репрессирование, табуирование, последующая реактуализация тех или иных ее аспектов). Во время курса рассматриваются теоретические основания Memory Studies (М.Хальбвакс, П.Нора, Я.Ассман и др.), студенты изучают разные типы источников источники, а также исследуют взаимодействие между ними. Междисциплинарный характер курса позволяет сочетать историко-культурологические методы работы с источниками с методами анализа визуальности, а также работой с большими массивами оцифрованных данных. Язык реализации дисциплины – русский.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студента с основными положениями Memory Studies
  • Освоение навыков интерпретации процессов, связанных с формированием культурно-исторической памяти локальных сообществ и/или на региональном уровне
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые методологические подходы Memory Studies, использующиеся при интерпретации источников и анализе формирования языков (само)описания
  • Умеет пользоваться навыками критической оценки практик выстраивания знания о прошлом
  • Умеет применять методы, выработанные в рамках Memory Studies при интерпретации текстуальных и визуальных источников, процессов складывания культурно-исторической памяти (в том числе и региональной)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Memory Studies: базовые установки и терминология
    Предмет дисциплины. Исследовательские подходы и практики, выработанные в рамках французской и немецкой школ истории памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассман). Место истории памяти в контексте новых подходов современной историографии (новая политическая история, количественные методы, «лингвистический поворот», культурная антропология, устная история, микро история). «Социальная память» (М. Хальбвакс). Работа М. Хальбвакса «Коллективная и историческая память» и становление нового направления в 1930-е – 1940-е гг. Влияние социологии Э. Дюркгейма. Понятия «коллективная» и «индивидуальная» память. Социальные и временные границы «коллективной памяти». Авторство «коллективной памяти». Выражение эмоций и общественная среда. «Места памяти» П. Нора. Проект П. Нора «Места памяти» и развитие подхода в Франции в 1960-е – 1980-е гг. Эпоха «торжества памяти» и «мемориальная эпоха». История и память. Идентичность и память. Реакция академического сообщества на результаты работы группы П. Нора. Критика подхода П. Нора (Т. Джадт). «Культурная память» и «коммуникативная память» (Я. Ассман). Развитие концепции в Германии. Работа Я. Ассмана «Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности». «Коммуникативная» и «культурная» память. «Горячая» и «холодная» память. Темпоральные режимы (Алейда Ассман). Распад прошлого, настоящего и будущего. Прошлое как ключевой феномен. Изменение отношения к будущему. Теория травмы (Дж. Александер).
  • Локальное и региональное: регион как актор процессов формирования историко-культурной памяти
    Процессы формирования культурно-исторической памяти в российских регионов на разных уровнях – от описания до политической практики и экономического воздействия. Складывание культурно-исторической (коллективной) памяти регионов: механизмы, социальные практики и институты памяти. Воображаемая география, интерпретационные модели в исторической перспективе. Региональная история и пространство города. Концепт «столичности» («третья столица», «нереализованная столица) . Региональные столицы России (Александров, Вологда, Тобольск, Омск, Новосибирск, Куйбышев (Самара), Свердловск (Екатеринбург), Владивосток и др.). Процессы формирования историко-культурной памяти в XX в. Регион как актор. Особенности современной ситуации. Локальные презентационные модели (на примере Твери, Екатеринбурга, Грозного и Владивостока).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Итоговая письменная работа + 0.3 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кривое горе : память о непогребенных, Эткинд, А., 2018
  • Социальные классы и морфология, Хальбвакс, М., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Assmann, J. (2013). Communicative and cultural memory. Germany, Europe. https://doi.org/10.11588/propylaeumdok.00003860