• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Методы оценки государственных программ и проектов

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Курс обязательный (Городское развитие и управление)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Несена Марина Васильевна
Прогр. обучения: Городское развитие и управление
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен подходам и методам, применяемым при оценке государственных программ и проектов. Курс предполагает знакомство с основными методиками, принятыми министерствами РФ, а также с теоретическими подходами и методами, используемыми в международной практике: анализ «затраты-выгоды» (Cost-Benefit analysis), «затраты- эффективность» (Cost-effectiveness analysis); построение «теории» программы или проекта, их логических моделей. В ходе курса студенты также познакомятся с введением в оценку воздействия государственных программ и проектов, в частности, с обзором экспериментальных и квази- экспериментальных методов, применяемых в международной практике. Курс также знакомит с основными методами сбора количественных и качественных данных для оценки программ, а также методами их анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является приобретение теоретических знаний об основных подходах и методах оценки государственных программ и проектов и практических навыков по их использованию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет различать коммерческую и общественную эффективность инвестиционных проектов. Понимает различия между финансовым и экономическим анализом при обосновании проектов. Умеет рассчитывать основные показатели эффективности в рамках финансового и экономического анализа. Умеет планировать основные стадии финансового и экономического анализа: определять категории воздействия, методы их измерения, необходимый сбор данных.
  • Умеет разрабатывать "теорию" программы, логическую модель. Умеет планировать систему мониторинга программы. Знает основные задачи аудита.
  • Знаком с российской практикой оценочной деятельности: знает принципы оценки регулирующего воздействия, принципы оценки эффективности и результативности государственных программ, методику независимой оценки качества услуг в социальной сфере
  • Знает основные эмпирические методы оценки воздействия. Умеет подбирать к логическим моделям программ соответствующий дизайн оценки воздействия. Знаком с оценкой эмпирических моделей оценки воздействия в программной среде RStudio.
  • Умеет планировать сбор данных для оценки программ. Знаком с основными методами анализа данных по оценке программ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в оценку инвестиционных проектов
    Понятие "эффективность" при оценке государственных программ и проектов. Финансовый и экономический анализ для обоснования инвестиционных проектов: общее и частное. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Общие принципы и шаги анализа "затраты-выгоды", "затраты-эффективность", критерии эффективности . Российская практика использования данных методов (анализ методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов).
  • Планирование и процесс оценки программ и проектов
    Основные понятия (программа, проект, логика программы) принципы разработки «теории программы», типовая логическая модель программы, важность «теории» программы и логической модели для оценки программы. Определение и содержание мониторинга, важность и обязательность осуществления при реализации государственных программ, принципы построения системы мониторинга, классификация индикаторов мониторинга, различия между оценкой и мониторингом программы. Определение и содержание аудита, важность и обязательность осуществления при реализации программ, различия между оценкой и аудитом программ, деятельность Счетной палаты по аудиту расходования государственных средств.Оценка как функция управления программой, ос-новные вопросы оценки программ на стадии замысла, основные подходы к оценке замысла про-граммы, основные этапы оценки программ на стадии реализации, основные вопросы оценки программ на стадии реализации; оценка, ориентированная на использование
  • Российская практика оценки государственных программ
    Государственные программы в системе стратегического планирования и формирования государственных и муниципальных бюджетов в РФ. Подходы к оценке государственных и муниципальных программ в РФ. Практика оценки регулирующего воздействия в РФ. Практика оценки качества услуг в здравоохранении, образовании, культуре, социальном обслуживании в РФ.
  • Дизайны оценки воздействия программ и проектов
    Экспериментальные и квази-экспериментальные методы оценки воздействия: рандомизированный эксперимент, "разность-разности", методы отбора на основе наблюдаемых характеристик, регрессия "разрыва", метод инструментальных переменных, измерение распределения эффектов воздействия, использование экономических (структурных) моделей для оценки воздействия: основные принципы и эмпирические модели. Примеры эмпирических исследований из практики по каждому дизайну.
  • Методы сбора и анализа данных при оценке государственных программ
    Методы сбора количественных и качественных данных: административные записи, проведение опросов, структурированных интервью, фокус-групп, сбор историй, проведение интернет опросов. Методы анализа качественных данных: кодирование и категоризация данных. Использование программного обеспечения для анализа качественных данных.Проблема измерений в социальных исследованиях. Выбор статистических методов для анализа количественных данных. Использование статистических методов в рамках оценки государственных программ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее групповое задание 1
  • неблокирующий Домашнее групповое задание 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашнее групповое задание 1 + 0.25 * Домашнее групповое задание 2 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gertler, P. J., Martinez, S., Premand, P., Rawlings, L. B., & Vermeersch, C. M. J. (2016). Impact Evaluation in Practice, Second Edition. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Washington, DC: Inter-American Development Bank and World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5B6371E
  • Josselin, J.-M., & Le Maux, B. (2017). Statistical Tools for Program Evaluation : Methods and Applications to Economic Policy, Public Health, and Education. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523652
  • Анализ данных : учебник для академического бакалавриата / В. С. Мхитарян [и др.] ; под редакцией В. С. Мхитаряна. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5591-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/385663
  • Мельников Р. М. Экономическая оценка инвестиций : учебное пособие. — Москва : Проспект, 2017. — 264 с. - ISBN 978-5-392-13145-7 ; [Электронный ресурс]. - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27538
  • Мельников Р.М.- Оценка эффективности общественно значимых инвестиционных проектов методом издержек и выгод: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2019. - 240 с. ISBN 978-5-392-29322-3. URL:http://ebs.prospekt.org/book/32689
  • Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика : учеб. пособие / под общ. ред. И.Д. Тургель. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 223 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a16de4b7a64c4.04606576. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914082
  • Оценка эффективности государственных программ развития образования. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52BAC462

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Khandker, S. R., Koolwal, G. B., & Samad, H. A. (2010). Handbook on Impact Evaluation : Quantitative Methods and Practices. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.651D3C51
  • Афанасьев, М., & Шаш, Н. (2013). Инструментарий Оценки Эффективности Государственных Программ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ACEEC34D
  • Бреусова, А. (2015). Оценка Эффективности Государственных Программ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BF7463EB
  • Каныгин, Г. (2008). Социологический Метод В Качестве Источника Социальной Информации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28A30A93
  • ЛЕКСИН В.Н., & ПОРФИРЬЕВ Б.Н. (2016). Оценка Результативности Государственных Программ Социально-Экономического Развития Регионов России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE72E56D
  • ОВЕШНИКОВА Л.В., & МИХЕЙКИНА Л.А. (2015). Методология Проведения Выборочного Обследования Параметров Качества Жизни Населения В Условиях Неустойчивого Социально-Экономического Развития Региона. Современные Проблемы Науки и Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15946179
  • Савинская, О., Дудченко, О., & Мытиль, А. (2017). Методический Аудит Независимой Оценки Качества В Социальной Сфере: Возможности И Ограничения. Journal of Social Policy Studies, 15(1), 97–112. https://doi.org/10.17323/1727-0634-2017-15-1-97-112