• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Когнитивная психология и социальное поведение

Направление: 01.04.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Александров Даниил Александрович, Ерицян Ксения Юрьевна, Тихонов Роман Вадимович
Прогр. обучения: Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Освещаются эмпирические исследования и концептуальные модели познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и теории поведения в рамках социальных наук, в том числе теория рационального выбора и её расширения, модели формирования и измненения поведения на индивидуальном и групповом уровне. Отдельное внимание уделяется коллективному поведению, социальному восприятию и взаимодействию, механизмам формирования убеждений, сетевому подходу в анализе человеческого поведения, моделированию процессов распространения информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение студентами знаний о когнитивно-психологических и социальных механизмах поведения, а также формирование навыков их анализа при взаимодействии как с другими людьми, так и с информационными системами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Могут перечислить основные постулаты и допущения в когнитивной психологии.
  • Применяют «закон Фиттса» (1954) для решения задач оптимизации взаимодействия человек-компьютер
  • Применяют метод «task analysis» для обнаружения потенциальных ошибок в разработке интерфейсов
  • Могут соотнести когнитивные процессы, с конкретными аспектами взаимодействия человек-компьютер
  • Описывают ключевые различия между конструктивистским и экологическим подходами к зрительному восприятию
  • Применяют принципы визуального восприятия к решению задач, связанных с разработкой интерфейсов
  • Объясняют когнитивные механизмы возникновения иллюзий восприятия
  • Могут дать определение избирательного и распределенного внимания
  • Могут охарактеризовать феномены функциональной слепоты (слепота к изменениям, слепота по невниманию)
  • Применяют принципы работы внимания для управления поведением пользователя
  • Могут охарактеризовать процессы и виды памяти
  • Описывают структуру долговременной памяти (Э. Тульвинг)
  • Описывают факторы, влияющие на сохранение или потерю информации в системах сенсорной, кратковременной и долговременной памяти
  • Могут соотнести типы ошибок памяти с конкретными примерами
  • Могут объяснить причины возникновения ошибок и искажений в памяти
  • Применяют принципы работы памяти для решения прикладных задач
  • Могут перечислить и описать виды научения (условный рефлекс, оперантное научение, латентное научение, научение через наблюдение, вербальное научение)
  • Описывают символьный и коннекционистский подходы к репрезентации знаний; аналоговый и пропозициональный форматы репрезентаций; экземплярные и прототипические репрезентации категорий
  • Выявляют и анализируют процессы научения в задачах, связанных с взаимодействием человек-компьютер
  • Описывают типичные ошибки мышления при решении логических задач, оценке вероятностей и при управлении динамическими комплексными системами
  • Могут описать когнитивные искажения (эвристики), возникающие при принятии решений (эвристика репрезентативности, эвристика доступности, эффект фрейминга, эффект привязки)
  • Анализируют подходы к описанию мышления (Д. Канеман vs. Г. Гигеренцер)
  • Формулируют определение и разрабатывают критерии для оценки сознательного статуса искусственной интеллектуальной системы
  • Перечисляют виды методов измерения осознания и субъективных переживаний в когнитивно-психологических исследованиях
  • Формулируют и корректно используют принципы социально-когнитивной теории, теории планируемого поведения, и теории социальной идентичности, транстеоретической модели для формирования интервенций
  • Могут перечислить основные теоретические домены моделей индивидуального поведения
  • Конструируют объяснительные модели и тестируют их на реальных данных с использованием структурных уравнений
  • Формулируют и корректно используют принципы сетевых моделей поведения для формирования интервенций
  • Могут перечислить основные понятия социально-сетевого анализа
  • Знают и идентифицируют в существующих технологиях и интерфейсах техники изменения поведения
  • Используют принципы и техники изменения поведения для решения прикладных задач в контексте HCI
  • Идентифицируют стадии изменения поведения и релевантные для них вмешательства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фундаментальные и прикладные исследования в когнитивной психологии
    Компьютерная метафора психики. Допущения когнитивного подхода. Когнитивная революция. Подходы к соотношению между фундаментальными и прикладными исследованиями в когнитивной психологии.
  • Восприятие
    Типы ощущений. Психофизическая проблема. Закон Вебера-Фехнера. Свойства восприятия. Конструктивистский vs. экологический подходы к зрительному восприятию.
  • Внимание
    Экономика внимания и ее ключевые проблемы. Свойства внимания. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, постпроизвольное.
  • Память
    Определение и процессы памяти. Виды и системы памяти (модель Аткинсона-Шиффрина). Сенсорный регистр и виды сенсорной памяти (иконическая, эхоическая). Кратковременная память. Долговременная память. Роль внимания в переходе из сенсорной в кратковременную память (эксперимент Сперлинга). Роль повторения в переходе из кратковременной в долговременную память. Системы долговременной памяти: процедурная и декларативная (семантическая, эпизодическая). Кривая забывания Эббингауза и эффект края. Эффект незавершенного действия. Теории забывания: угасание следа, замещение, интерференция, невозможность извлечь (потеря доступа), консолидация в памяти, подавление.
  • Научение и репрезентация знаний
    Феномен научения в бихевиоризме и в когнитивном подходе. Виды научения. Различия между декларативными и процедурными знаниями. Категориальное научение. Теория уровней категорий Э. Рош. Имплицитное научение. Проблема верификации (проверки достоверности) знаний.
  • Принятие решений и умозаключения
    Виды мышления. Дивергентное и конвергентное мышление. Исследования решения творческих задач.
  • Критерии сознания и методы измерения субъективных переживаний
    Тест Тьюринга и современные чат-боты. Самосознание и зеркальный тест. Тест Хичкока (нейрональные корреляты сознания). Моральные дилеммы и тесты моральных суждений.
  • Теории и модели поведения на индивидуальном уровне
    Классический бихевиоризм, социально-когнитивная теория, модель принятия технологий (Technology Acceptance Model 3), Транстеоретическая модель (модель стадий изменения поведения), техники формирования и устранения привычек
  • Теории и поведенческие феномены на социально-групповом уровне
    Теория социальной идентичности, теория само-категоризации, теория оптимальных различий, гипотеза контакта, социальная ингибиция и фасилитация.
  • Модификация поведения
    Таксономия техник изменения поведения (behavior change techniques), Модель вероятности сознательной обработки информации (ELM), Механизмы убеждения (см. Cialdini), техники подталкивания (nudging) и их таксономия,
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
    Тест проводится в письменном виде (в электронной или бумажной форме) и может содержать от 20 до 40 вопросов, основанных на материале лекционных и семинарских занятий. Оценка за тест формируется на основе доли правильных ответов от всех предусмотренных тестом ответов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Домашние задания + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416
  • Холодная М. А. - КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 309с. - ISBN: 978-5-534-06304-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-psihologiya-kognitivnye-stili-441934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Levitin, D. J. (2002). Foundations of Cognitive Psychology : Core Readings. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78136
  • Viswanath, K., Rimer, B. K., & Glanz, K. (2015). Health Behavior : Theory, Research, and Practice (Vol. Fifth edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021677
  • Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239