• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Философия

Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к общему циклу дисциплин объединенного учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра. В результате освоения компетенций студент должен: знать: - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; - основные пути и принципы творческого развития личности; - основополагающие гражданские, этические ценности и нормы; уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; - использовать гуманитарные, социальные и экономические знания для анализа социально-значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач; - самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции граждан и организаций; - реализовывать в практической деятельности знания об этических ценностях и нормах; - применять нормы логического мышления и аргументации при построении устной и письменной речи; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; владеть: - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; - навыками эффективного использования своего творческого потенциала; - навыками практической актуализации морально-этических качеств и принципов. Настоящая дисциплина относится к общему циклу дисциплин объединенного учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина Философия имеет своей целью ввести студентов в мир проблем современной философии: теория познания, проблема соотношения физического и психического (mind-body problem), проблема соотношения сознания и бессознательного психического в истории западной и восточной философии и культуры в целом, проблема личности и общества, проблематика философской антропологии, этики и т.д. Задачей дисциплины является подготовка студентов к восприятию современных принципов философской тематизации и ознакомление с проблематикой и соответствующей философской аргументацией в основных областях философского знания. В ходе освоения дисциплины студенты должны усвоить центральные идеи наиболее важных областей философского знания, овладеть навыками самостоятельного анализа дискуссий по философской проблематике, научиться анализировать то или иное явление с точки зрения его философского смысла и (в качестве мета-позиции) возможной применимости в их профессиональной деятельности и частной жизни. Внеаудиторная работа студентов включает в себя изучение первоисточников, чтение учебных пособий и исследовательских монографий, написание реферата.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Возникновение средневековой философии. Вера и знание, Афины и Иерусалим. Основные идеи средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, традиционализм. Два периода средневековой философии: патристика и схоластика. Сущность веры – Тертуллиан, Августин. «Исповедь» Августина как пример глубочайшего самоанализа. Идея личности. Идея Богочеловека. Схоластика. Полемика номиналистов и реалистов, её логический и гносеологический смысл. Фома Аквинский и философия томизма.
  • Возникновение философии в Индии. Соотношение религии (брахманизма и буддизма) и философии. Основные школы (даршаны) индийской философии. Философия древнего Китая. Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Школы: конфуцианство, даосизм, легизм.
  • Культурно-исторические условия возникновения философии. Философия как мироощущение и как род деятельности. Отличие философии от религии и науки. Есть ли прогресс в истории философского знания? Философия и мифология. Поливариантность понимания философии, её предмета и роли в культуре. Основные «разделы» философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, социальная философия.
  • Общая программа позитивизма как «очищения философии от метафизики». Место Л. Витгенштейна в философской мысли ХХ века. Аналитическое толкование философии в логическом позитивизме. Специфика научного знания. Проблема демаркации науки и не-научного знания: критерии верифицируемости и фальсифицируемости. Модель развития знания К. Поппера. Общие идеи «философии науки».
  • Основные идеи немецкой классической философии. Гносеология И. Канта. Учение Канта о морали «Коперниканский переворот» Канта в философии. Метафизика «деятельности» И. Г. Фихте. Философия Г. В. Шеллинга. Диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля. Система Гегеля как завершение классической рационалистической традиции в философии.
  • Особенности древнегреческого мировоззрения, культуры, государственности. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, пифагорейская, элейская. Онтологические и гносеологические проблемы. «Антропологический поворот» в античной философии. Софисты: гносеологический и этический релятивизм. Проблемы морали в философии Сократа. Учение Платона об идеях и его роль в истории философии. Концепция идеального государства Платона.
  • Особенности культурной ситуации в России XVIII – начала ХХ вв. Западничество и славянофильство. Дискуссии о пути развития России. В.С. Соловьёв. Русская религиозная философия начала ХХ века. Проблемы истины, добра и красоты. Проблема творчества и свободы у Н. А. Бердяева. Философия как аксиология.
  • От философии Гегеля к марксизму. Философская антропология К.Маркса. Понятие отчуждения. Профетическая роль философии в марксизме. Эсхатологический мессианизм марксистского мировоззрения. Пролетариат как мессианский класс.
  • Проблема бессознательного психического в европейской философии и психологии. Основные понятия метапсихологии З. Фрейда. Соотношение сознания и неосознанного в психоанализе. Фрейд о возникновении морали, религии, социальных институтов. Учение К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном. Мифология и религия в трактовке К.-Г. Юнга. Неофрейдистская «ревизия» психоанализа. Природа и общество в антропологии Э. Фромма.
  • Проблема человека в экзистенциальной философии. Религиозная философия С. Кьеркегора. Основные идеи философии Ж.-П.Сартра и А. Камю: бытие человека и бытие мира; существование человека и отказ от представлений о его сущности; человек как уникальное существо и власть усредняющего начала; бытие между жизнью и смертью. Экзистенциализм в литературе и искусстве. Экзистенциальная философия и экзистенциальная психология (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй)
  • Проблемы научного познания. Антропоцентрический и характер философии Возрождения. Основные направления философии эпохи Возрождения – гуманизм и натурфилософия. Специфика возрожденческого «гуманизма». Данте Алигьери – первый представитель мысли Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно. «Государь» Н. Макиавелли. Философская мысль Реформации: Эразм Роттердамский. Утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы
  • Структурализм и постструктурализм. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Структурализм в психологии, этнологии и психиатрии. Модерн и «ситуация постмодерна». Понятие «эпистемы» и «власти» у М. Фуко. Эпистема европейской культуры XVII-XX веков. Постмодернизм в искусстве. Человек в «постсовременном обществе»: отказ от «больших идеологий» и «метанарративов Прогресса, Эмансипации, Истины». Мультикультурализм и плюрализм форм жизни и традиций.
  • Феноменологический подход к проблеме сознания. Понятие феномена и интенциональности сознания. Значение феноменологического метода для психологии и других наук.
  • Философия А. Шопенгауэра. Понятие «мировая воля». «Воля к власти» как центральное понятие философии Ф. Ницше. Критика христианства. Учение о сверхчеловеке. Ницше как философ и как личность. Учение А. Бергсона об интуиции т творческой эволюции. Философия истории О. Шпенглера.
  • Эмпирическое и рациональное в познании. Эмпиризм Ф. Бэкона – переход от ренессансного философствования к проблематике Нового времени. Пантеистическая метафизика Б. Спинозы. Соотношение мышления и протяжённости как философская проблема Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Декарт как философ и математик. Дискуссии о существовании врождённых идей между Декартом и Локком.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМА 1. Природа и специфика философского знания
  • ТЕМА 2. Зарождение философии в Индии и в Китае
  • ТЕМА 3. Античная философия
  • ТЕМА 4. Средневековая философия
  • ТЕМА 5. Философия эпохи Возрождения
  • ТЕМА 6. Философия Нового времени
  • ТЕМА 7. Немецкая классическая философия
  • ТЕМА 8. Философия марксизма
  • ТЕМА 9. Философия жизни
  • ТЕМА 10. Феноменология Э. Гуссерля
  • ТЕМА 11. Русская философия
  • ТЕМА 12. Экзистенциальная философия
  • ТЕМА 13. Философское значение психоанализа, аналитической психологии и неофрейдизма
  • ТЕМА 14. Позитивизм и постпозитивизм
  • ТЕМА 15. Постструктурализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная организация деятельности
  • неблокирующий Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Самостоятельная организация деятельности + 0.7 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия : учебник, Губин, В. Д., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия Древнего мира : учебник для вузов, Чанышев, А. Н., 2003