• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История и география Древнего мира (Восток и античность)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 126

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух частей: истории и географии Древнего Востока, истории и географии античного мира. Часть 1. История и география Древнего Востока Предметом дисциплины являются географические и климатические особенности различных регионов Древнего Востока, в которых сложились древнейшие цивлизации, представлявшие собой как в чем-то схожие, так в чем-то принципиально отличные друг от друга системы хозяйственных, социальных, политических, культурных и идеологических институтов.Часть 2. История и география античного мира Предметом дисциплины являются географические и климатические особенности регионов Южной и Западной Европы, в которых сформировалась и существовала античная цивилизация, а также – широкий круг вопросов, связанных с политической, экономической, социальной историей античной цивилизации, ее мировоззрением и достижениями культуры. Античная цивилизация представляется как определенная система хозяйственных, социальных, политических и культурных институтов и одновременно как система гуманитарных ценностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представление о географии, климате и рельефе различных регионов Средиземноморья, о характере основных древневосточных цивилизаций (Месопотамия в различные эпохи, т. е. древнейшие города-государства, Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилония; Египет; Восточное Средиземноморье, т. е. ранняя Палестина, Иудея, Израиль и Финикия; Персия; Индия; Китай)
  • определить положительное и отрицательное влияние природных факторов на развитие цивилизации
  • сформировать у студентов представление о своеобразии античной цивилизации и человека античной эпохи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание ключевых моментов истории Китая, умение объяснить различия между идеологическими течениями китайской мысли, возникшими в древности.
  • Понимание места древнегреческой цивилизации в мировой истории, ее роли в прогрессе человечества и вклада в развитии науки и культуры. Умение иллюстрировать это конкретными примерами.
  • Понимание особенностей принципата.
  • Понимание причин и последствий римской экспансии в Восточном Средиземноморье. Знание ее основных этапов и результатов ко II в. до н.э.
  • Понимание причин и последствий римской экспансии в Западном Средиземноморье. Знание ее основных этапов и итогов.
  • Понимание причин усиления Македонии, поражения греческих полисов и успехов Александра. Знание основных этапов его походов и завоеваний.
  • Понимание роли природной среды в формировании "молодых" цивилизаций Средиземноморья и отличий природы Балкан от природы Ближнего Востока. Умение объяснить, как это сказалось на развитии экономической системы данных регионов.
  • Студент должен иметь представление о ключевых этапах исследования микенской цивилизации и роли письменности в ее жизни.
  • Студент должен иметь представление о природно-географических особенностях древнейшей Италии, этническом составе ее населения и современных теориях происхождения последнего.
  • Студент должен иметь представление об основных этапах индийской истории, уметь объяснить значение буддизма и прочих форм идеологии для развития мировой культуры.
  • Студент должен назвать органы афинской демократии и объяснить их функционирование.
  • Студент должен объяснить особенности эллинистической культуры и историческое значение эллинизма.
  • Студент должен понимать особенности и причины падения царской власти в Риме, показать отличия и сходства римского социума данной поры и греческого общества.
  • Студент должен понимать предмет истории, знать основной инструментарий историка.
  • Студент должен представлять основные этапы генезиса античной цивилизации, дать характеристику основных этнических элементов древнего Средиземноморья, назвать главные особенности цивилизации античности.
  • Студент должен указать главные особенности феномена греческой культуры и объяснить ее всемирно-историческое значение.
  • Студент должен указать основные черты собственно римской культуры и объяснить роль и степень классической греческой и эллинистической культуры на Рим.
  • Студент должен указать формы рабовладения, иметь представление об организации рабского труда, его роли в римской экономике и социальных последствиях развития рабовладельческих отношений.
  • Студент должен уметь объяснить почему Афины вышли на передовые позиции в конце архаического периода.
  • Студент должен уметь объяснить роль Римской империи как образца государственного строительства и основы современной западной культуры, обладать знанием периодизации и хронологии римской истории.
  • Студент должен уметь объяснить, каким образом (и до какой степени) гомеровские тексты используются для реконструкции истории данного периода.
  • Студент располагает сведениями о греческих колониях, может объяснить причины колонизации, ориентируется в древнегреческой религии и мифологии.
  • Умение изложить общую картину хозяйственного и политического развития древнейшего Лация.
  • Умение показать отличие Спарты от других греческих полисов, роль законов Ликурга и Спарты после их принятия.
  • Умение показать отличия древнегреческих городов-государств от ближневосточных общин зависимых земледельцев и преимущества полиса, объяснить причины неустойчивости тираний и значение архаики.
  • Умение показать своеобразие римского гражданского коллектива и его отличия от греческих городов-государств.
  • Умение сравнить политические системы Рима и Афин, подкрепив общие тезисы конкретными примерами.
  • Умение указать причины важных сдвигов в афинском обществе, знание основных этапов греко-персидских войн и их последствий.
  • Умение указать характерные черты эллинизма.
  • Формирование четкого представления о группах источников и ценности каждой из них.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю и географию Древнего Востока
  • История Древней Месопотамии
  • История Древнего Египта
  • История Восточного Средиземноморья в древности
  • Иран в древности. Мидийское царство. Персидская мировая держава
  • Древняя Индия
  • Древний Китай
  • Введение в историю античной цивилизации 1. Характеристика античной цивилизации
  • 2. Источники по истории античности.
  • 3. Изучение античной цивилизации в XIX - XX веках.
  • История древней Греции 1. «Молодые» цивилизации Средиземноморья: новый этап мировой истории. Греция: природно-географические условия и население. Источники и история изучения древней Греции.
  • 2. Крито-микенская цивилизация.
  • 3. Троянская война и падение микенских царств. «Темные» века.
  • 4. Архаическая Греция. Возникновение общины граждан. Экономический рост и социальные конфликты. Феномен «старшей» тирании.
  • 5. Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Религия и ее место в жизни древних греков.
  • 6. Спартанская модель развития города-государства. Реформы Ликурга и своеобразие спартанских социальных институтов.
  • 7. Афины в архаическую эпоху. Законы Драконта и Солона.
  • 8. Возникновение демократии в Афинах. Реформы Клисфена. Греко-персидские войны.
  • 9. «Золотой век» афинской демократии: Перикловы Афины. Экономическое развитие Аттики.
  • 10. Функционирование афинской демократии. Политическая и судебная система Афин. Демократия древняя и современная.
  • 11. Пелопоннесская война и внутригреческие войны первой половины IV в. до н.э. Политический упадок при росте экономики и расцвете культуры.
  • 12. Установление македонской гегемонии в Греции. Завоевания Александра Македонского.
  • 13. Феномен древнегреческой культуры.
  • 14. Эпоха эллинизма. Зарождение и расцвет эллинистических государств, особенности их социального устройства.
  • 15. Падение эллинистических царств: завоевание их Римом и Парфией. Особенности культуры эпохи эллинизма.
  • 16. Древнегреческая цивилизация: ее место в мировой истории.
  • История древнего Рима 1. Значение Рима в мировой истории.
  • 2. Италия до римлян.
  • 3. Древнейший Лаций и основание Рима.
  • 4. Рим в эпоху царей. Начало формирования римской гражданской общины.
  • 5. Оформление и характерные особенности римской гражданской общины.
  • 6. Завоевание Римом Италии и создание римско-италийской федерации.
  • 7. Социальная структура и государственный строй Римской республики в III–II вв. до н.э.
  • 8. Пунические войны и установление римской гегемонии в Западном Средиземноморье.
  • 9. Завоевания Рима в Восточном Средиземноморье. Формирование системы римских провинций.
  • 10. Формирование системы классического рабства в Риме.
  • 11. Кризис римской гражданской общины. Реформы Гракхов и Мария.
  • 12. Союзническая война и кризис республиканской формы правления в Риме.
  • 13. Гражданские войны и установление режима личной власти.
  • 14. Римская религия и жреческая организация.
  • 15. Культура республиканского Рима.
  • 16. Принципат – политический режим Ранней империи.
  • 17. Кризис III в. н.э. Изменение социальной основы Римской империи.
  • 18. Доминат – политический режим Поздней империи.
  • 19. Римская культура эпохи империи.
  • 20. Религиозная ситуация в Римской империи и распространение христианства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom.us, https://hse.student.examus.net. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар фотографию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: отключать камеру, покидать рабочее место, пользоваться дополнительной литературой. Во время экзамена студентам разрешено: задавать вопросы преподавателю, чтобы уточнить формулировки вопросов. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отключение от камеры в течение 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отключение от камеры в течение 20 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи и проводится в устной форме.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 306с. - ISBN: 978-5-9916-9362-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-drevnego-vostoka-433763
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-9916-9364-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-seredina-xix-seredina-xx-veka-433765
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-9916-9365-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-seredina-xx-nachalo-xxi-veka-433766
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 371с. - ISBN: 978-5-9916-9363-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-srednie-veka-i-rannee-novoe-vremya-433764

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 369с. - ISBN: 978-5-534-00071-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-2-438133

Авторы

  • Тельминов Вячеслав Григорьевич