• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Археология евразийских степей: железный век и раннее средневековье

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет дисциплины – археологические культуры кочевников степи Евразии в Раннем железном веке и средневековья. В отличие от большинства изучаемых в рамках магистерской программы курсов, народы, оставившие эти культуры, не обладали письменностью. В то же время на их развитие оказали большое влияние культуры греко-римского мира, Ближнего Востока (в первую очередь Ирана), и Китая. Как правило, население евразийской степи выступали медиаторами в торговле и обмене культурными достижениями между древними цивилизациями Востока и Запада (т.н. Великий Шелковый путь). В ходе курса будут рассматриваться вопросы культурогенеза в степной Евразии, общего и особенного в археологических культурах кочевников, формирования конкретных хозяйственно-культурных типов. Цель дисциплины – ознакомить студентов с основными культурами евразийской степи историей исследования памятников, базовыми археологическими комплексами, актуальной проблематикой, и основными мировыми научными школами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение знаний об условиях формирования и функционирования, региональной и хронологической специфике кочевых культур евразийских степей, основной проблематике в этой области магистрантами 1 года обучения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных этапов в изучении истории номадизма; научной терминологии; основных типов кочевого скотоводства; причин формирования кочевого хозяйства и основных черт экономики; основной проблематики, связанной с изучением археологических культур степного пояса Евразии.
  • Знание проблематики, связанной с изучением алан и древностей Северного Кавказа. Знание основных памятников и особенностей материальной культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением болгар и Волжской Булгарии. Знание основных памятников и особенностей материальной культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением Великого переселения народов, географии и причин миграций, хронологии, политических и исторических последствий, знание основных памятников.
  • Знание проблематики, связанной с изучением кочевников Сибири и Средней Азии. Знание основных памятников и особенностей материальной культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением меотской культуры Прикубанья; ее периодизации; основных форм материальной культуры и погребального обряда; локальных вариантов культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением позднескифской культуры Крыма и Нижнего Поднепровья; ее периодизации; основных форм материальной культуры и погребального обряда; локальных вариантов культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением предскифского периода; его периодизации; основных форм материальной культуры и погребального обряда; их локальных вариантов.
  • Знание проблематики, связанной с изучением раннесредневековых древностей Сибири и Алтая, кочевых империй, взаимоотношений кочевых и оседлых народов. Знание основных памятников и особенностей материальной культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением раннесредневековых древностей Южного Урала, особенностей контактов. Знание основных памятников и особенностей материальной культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением савромато-сарматской культуры; ее периодизации; основных форм материальной культуры и погребального обряда; локальных вариантов культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением салтово-маяцкой культуры и связи ее с культурой Хазарского каганата. Знание основных памятников и особенностей материальной культуры.
  • Знание проблематики, связанной с изучением скифской культуры Северного Причерноморья; ее периодизации; основных форм материальной культуры и погребального обряда; локальных вариантов культуры.
  • Студент познакомился с историей изучения скифо-сарматского звериного стиля. На основе археологических находок проанализировано происхождение и эволюция скифо-сарматского звериного стиля.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кочевничество как особая форма производящей экономики.
  • Предскифский период в степи и лесостепи Восточной Европы.
  • Скифы Северного Причерноморья.
  • Савромато-сарматская культура Волго-Донского междуречья, Южного Приуралья и Северного Причерноморья
  • Скифо-сарматский звериный стиль
  • Позднескифская культура
  • Меотская культура скифо-сарматского времени
  • Кочевые племена Средней Азии и Казахстана в скифо-сарматское время
  • Население Западной Сибири и Забайкалья в скифо-сарматское время
  • Великое переселение народов
  • Южный Урал в 6-10 вв н.э.
  • Сибирские и Алтайские древности 6-10 вв.
  • Салтово-маяцкая культура. Хазары.
  • Болгары.
  • Северный Кавказ в 4-13 вв. Аланы.
  • Сибирские и Среднеазиатские древности 10-14 вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа (темы 1-4)
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Письменная контрольная работа (темы 5-9)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически. Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Письменная контрольная работа (темы 5-9) + 0.6 * Экзамен + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Эссе + 0.1 * Письменная контрольная работа (темы 1-4)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Berestnev, R. S. (2018). The New Treasure of the Beginning of the Early Iron Age from the Right Bank of the Don. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations / Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriâ 4, Istoriâ, Regionovedenie, Mezdunarodnye Otnošeniâ, 23(4), 15–22. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.4.2
  • Bilde, P. G., Attema, P. A. J., & Petersen, J. H. (2008). Meetings of Cultures in the Black Sea Region : Between Conflicts and Coexistence. Santa Barbara: Aarhus University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=515556
  • Khazanov, A. M. (1994). Nomads and the Outside World. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E41584C8
  • Popova, E. A. (2011). Pozdneskifskaia kul’tura: istoriia izucheniia, problemy, gipotezy. Moscow University History Bulletin, Seriia 8: Istoriia, (1), 136–147. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=61912081
  • Зимовец, Р. В. (2017). Scythian animal style in archaic epoch in Crimea: statistics, repertoire, features ; Скифский звериный стиль эпохи архаики в Крыму: статистика, репертуар, особенности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.426B8842
  • Казаков, А. А. (2018). О Границе Цивилизационно-Ментальных Зон В Эпоху Великого Переселения Народов По Археологическим Источникам. Tomsk State University Journal of History, (55), 120–130. https://doi.org/10.17223/19988613/55/18
  • Канторович, А. Р. (2015). Образы синкретических существ в восточноевропейском скифском зверином стиле: классификация, типология, хронология, иконографическая динамика ; Images of syncretic beings in the art of the Eastern European Scythian animal style: classification, typology, chronology, dynamics of iconography. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3204FBC0
  • Кривцова Татьяна Геннадьевна, & Krivcova Tatiana Gennadievna. (2015). Социальная структура аланского общества. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8572B1FD

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alans and Germans in the Bosporan Kingdom in the second half of the 3rd century ; Аланы и германцы в Боспорском царстве во второй половине III в. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.459DC53C
  • Yuriy D. Razuvaev. (2017). Antique Ceramic Import on Settlements of Scythian Time in the Don Forest-Steppe: Cartographical Research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FD14266F
  • БЕЛЕНОВ Н.В. (2014). Волжская Булгария И Мир Кочевников: Проблемы Взаимодействия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38914330
  • Храпунов, Н. (2008). Хазары и Хазария : новые подходы и старые проблемы. Ab Imperio, 2, 492–503. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000472995