• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Классическая археология

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Курс по выбору (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов, связанных с исследованием памятников Древней Греции. Предметом дисциплины является археология Средиземноморья эпохи архаики (VIII–VI вв. до н.э.) и классики (V–IV вв. до н.э.), археология эллинистического (III–I вв. до н.э.) и римского времени (I–III вв. до н.э.). Цель дисциплины – ознакомить студентов с историей исследования памятников Древней Греции, базовыми археологическими комплексами, категориями материала, памятниками искусства, актуальной проблематикой, и основными мировыми научными школами. Основное внимание будет уделяться памятникам Аттики, в первую очередь Афин, являющимися ключевыми для построения мировой абсолютной и относительной хронологии, и Этрурии (архитектура, надписи, скульптура, последовательность и состав культурных слоев, погребальные памятники), а также на археологических памятниках Лация (Рим), Неаполя (Геркуланум, Помпеи) и Эфеса (архитектура, надписи, скульптура, культурные слои, погребальные памятники).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представить и объяснить студентам специфику истории формирования классической археологии, а также её место в системе наук;
  • Объяснить студентам чем обусловлены особенности археологических источников, как объектов научного исследования, а также обучить их специализированной методике их исследования;
  • Заложить у студентов основы системы знаний о классической археологии, как дисциплине являющейся неотъемлемой частью классической истории, лежащей в основе европейской цивилизации, как наследницы греко-римской.
  • Представить студентам культуру античного мира, как специфический объект археологического изучения;
  • Обучить студентов основным умениям и базовым навыкам, необходимым при работе с научной литературой;
  • На основании изучения археологических источников, относящихся к классической археологии, сформировать у студентов понимание гуманистических общечеловеческих ценностей Античной цивилизации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Научиться использовать и успешно применять полученные знания, как при проведении научных исследований, так и в педагогическо-образовательной деятельности.
  • После анализа основных направлений и результатов исследований можно обобщить и выделить основные методики ведения археологических раскопок и правила организации научной деятельности в системе научно-исследовательских институтов и центров в современном мире.
  • Проанализированы методы археологических исследований, принятых в DAI.
  • Проанализированы направления исследований в Британском институте в Анкаре и Британской школе в Афинах.
  • Проанализированы особенности изучения античных археологических памятников в Италии.
  • Проанализированы особенности изучения античных древностей в эпоху Возрождения.
  • Проанализированы результаты археологических исследований, проводимых в Американском институте.
  • Проанализированы этапы изучения памятников классической археологии в XIX в., в том числе переход к систематическому изучению древностей и возникновение необходимых для этого институтов.
  • Рассмотрена история возникновения национальных археологических институтов, их основные направления исследований.
  • Рассмотрена история исследований этрусских археологических памятников. Проанализирован феномен "антикваризма".
  • Рассмотрены этапы археологического исследования памятников Малой Азии, в том числе раскопки Генриха Шлимана.
  • Усвоить основной историографический и источниковедческий материал, относящийся к истории становления классической археологии, как науки;
  • Успешно усвоить знания и методику, а также уметь применять эти навыки на практике при работе с историческими и археологическими источниками;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Предмет рассмотрения. Термины и понятия.
  • Обзор историографии классической археологии.
  • Проблема начала классической археологии. Представления о древностях у древних эллинов и римлян.
  • Классические древности в Средние века.
  • Классические древности в период Ренессанса и Реформации.
  • Поздний антикваризм. Первые раскопки Геркуланума и Помпей.
  • Иоган Иоахим Винкельман и основание классической археологии.
  • Начало систематического исследования классических древностей археологическими методами.
  • Раскопки античных памятников Малой Азии в.п. XIX – нач. XX вв.
  • Раскопки памятников античных Греции и Архипелага в.п. XIX – нач. XX вв.
  • Раскопки античных памятников Италии в.п. XIX – нач. XX вв.
  • Организация археологической работы в классической археологии.
  • Немецкий археологический институт и его проекты по изучению классических древностей.
  • Британский институт в Анкаре и Британская школа в Афинах. Основные проекты по изучению классических древностей
  • Американский институт. Основные проекты и издания.
  • Организация научной деятельности в системе научно-исследовательских институтов и центров. Методика археологических раскопок. Археологические словари и энциклопедии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах онлайн
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.7 * Экзамен + 0.1 * Эссе + 0.1 * Письменная работа + 0.1 * Работа на семинарах онлайн
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Andrew R. Dyck. (2005). Schliemann on the Excavation of Troy: Three Unpublished Letters. Greek, Roman, and Byzantine Studies, (3), 323. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.784ee91abc5b483da8a7bb73b7b07c38
  • Bintliff, J. L. (2004). A Companion to Archaeology. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108701
  • DAVID RANDALL-MACIVER. (2017). The Etruscans. [Place of publication not identified]: Muriwai Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1544338
  • Haggis, D. C., & Antonaccio, C. M. (2015). Classical Archaeology in Context : Theory and Practice in Excavation in the Greek World. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999655
  • Osborne, R., & Alcock, S. E. (2012). Classical Archaeology (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=442089
  • Shanks, M. (1996). The Classical Archaeology of Greece : Experiences of the Discipline. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=93872
  • Whitling, F. V. (DE-588)1162308249, (DE-627)1025886518, (DE-576)507333330, aut. (2019). Western Ways foreign schools in Rome and Athens Frederick Whitling. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.515880086

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Blanc, J. (2018). Winckelmann et l’invention de la Grèce. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607885B5
  • British School at Athens. Managing Committee., & British School at Athens. (n.d.). The Annual of the British School at Athens. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B513FD06
  • Domański, J. (2013). Remarks on the Medieval and Renaissance ‘Contempt of the World’ and ‘Human Misery’ (Lotario – Poggio Bracciolini – Erasmus of Rotterdam). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2A42D67E
  • Foucault, Winckelmann, die Archäologie und die Epochenstilgeschichte. (2019). https://doi.org/10.16995/lefou.53
  • Gori, A. F. (1691-1757). (1737). Museum etruscum, exhibens insignia veterum Etruscorum monumenta . edita et illustrata observationibus Antonii Francisci Gorii,. France, Europe: in aedibus auctoris (Florentiae). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F401FAC
  • Samida, S. (2012). Heinrich Schliemann. [N.p.]: A. Francke. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1830702