Магистратура
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Защита нематериальных активов и интеллектуальных разработок в маркетинговых коммуникациях"
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар нацелен на освоение студентами современных исследовательских и аргументативных подходов при защите собственных интеллектуальных (в том числе креативных) разработок, а также приобретения навыков обеспечения защиты нематериальных активов компаний на основе знания правовых норм, связанных с товарными знаками, авторским и смежными правами в предметных сферах брендинга и маркетинговых коммуникаций. При проведении занятий большое внимание уделяется актуальным бизнес-ориентированным решениям с опорой на исследования в активно развивающемся дискурсе маркетинговых коммуникаций. Актуальность и практическая значимость тематики данного НИС определяются: важностью опоры на системный подход с учетом правовых и этических норм при решении практических маркетинговых коммуникационных задач; необходимостью учета значимости интеллектуальной собственности и авторского права при разработке брендов и стратегий коммуникации; возрастающей ролью исследований в области нематериальных активов компаний на российском и зарубежных рынках; значимости выбора убедительной аргументации при отстаивании и защите собственных и корпоративных интеллектуальных разработок.
Цель освоения дисциплины
- формирование компетенций и практических навыков анализа и защиты нематериальных активов компаний и собственных интеллектуальных разработок в дискурсе права и этических норм с учетом конкурентной среды на российском и глобальном рынках
- выработка у студентов навыков научной и бизнес-дискуссии, презентации и публичной защиты собственных и корпоративных интеллектуальных разработок.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные виды договоров на закрепление/регистрацию и передачу прав на товарные знаки и другие объекты в сфере маркетинговых коммуникаций и брендинга
- Знает права хозяйствующих субъектов на принадлежащие им товарные знаки и бренды согласно отечественному законодательству и законам ведущих стран-участников рынка.
- Знает правовые и этические ограничения на использование чужих интеллектуальных разработок, демонстрирует приверженность им в своей деятельности
- Знает толкования различных средств индивидуализации в российском и зарубежном законодательстве.
- Знает функции товарного знака и бренда в хозяйственной деятельности компаний.
- Понимает различие охраноспособных и неохраноспособных объектов интеллектуальной деятельности.
- Умеет оформить документацию для приобретения или передавать результаты интеллектуальной деятельности путем лицензирования
- Умеет оформить и защитить в соответствующих структурах результаты интеллектуальной деятельности
- Умеет проводить анализ и оценивать объекты и результаты интеллектуальной деятельности для включения в нематериальные активы организации
- Уметь аргументированно представлять интеллектуальные разработки, обосновывать их новизну, охраноспособность и прогнозировать «острые» дискуссионные вопросы в рамках публичной защиты и разрабатывать ответы на них
- Уметь аргументированно представлять интеллектуальные разработки, обосновывать их новизну, охраноспособность и прогнозировать «острые» дискуссионные вопросы в рамках публичной защиты и разрабатывать ответы на них
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Публичная презентация и защита интеллектуальных разработок
- Тема 2. Бренд как нематериальный актив компании, особенности его защиты в конкурентной среде
- Тема 3. Системы российского и зарубежного законодательства в области охраны и функционирования товарных знаков различных видов.
- Тема 4. Документальное сопровождение приобретения и использования брендов как нематериальных активов
- Тема 5. Борьба за рынки путем несанкционированного использования чужих брендов
- Тема 6. Особенности применения авторского права в сфере маркетинговых коммуникаций
Элементы контроля
- Домашнее задание 2Домашнее задание выполняется в командах по 3-5 человек и защищается устно. Интеллектуальная разработка тактического медиаплана на основе ПО Palomars/TV planet.
- Домашнее задание 3Домашнее задание выполняется в командах по 3-5 человек. Интеллектуальная разработка и устная защита тактического медиаплана в диджитал-среде на основе дэшборд Mediascope.
- Домашнее задание 1Домашнее задание, выполняется индивидуально в модуле 1. Интеллектуальная разработка и аргументированное обоснование медийной стратегии на основе Tableau BrandPulse.
- Деловая игра
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.15 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Деловая игра + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Домашнее задание 1 + 0.15 * Домашнее задание 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гражданский кодекс Российской Федерации : Части первая, вторая, третья и четвертая, , 2014, 2017
- Д.Лазарев - Презентация: Лучше один раз увидеть! - Альпина Паблишер - 2012 - ISBN: 9785961424355 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/362
- Под ред. Новоселовой Л.А. - Право интеллектуальной собственности. Тесты. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19272-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29951
- Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2
Рекомендуемая дополнительная литература
- Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) : учеб. пособие / под общ. ред. Н. М. Коршунова, Ю. С. Харитоновой. — 2-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/906576
- Маркетинговые коммуникации : учебник для вузов, Ромат, Е. В., 2020