• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Современный транзактный анализ

Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Образовательной программой по направлению подготовки специальности 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра набора 2020/2021 уч. года.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание предмета, структуры, методов, перспектив развития современного транзактного анализа; овладение современными тразактноаналитическими категориями; освоение современных техник транзактного анализа; применение полученных знаний в научно-исследовательской деятельности при подготовке и написании магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю происхождения идеи «личностных адаптаций», различает подходы Т.Калера и В.Вара, знает диагностические признаки адаптаций, может «озвучить», а также мимически с помощью жестов показать, как выглядят личностные адаптации, распознает их в наблюдении за поведением других людей.
  • Знает как «справляться» с тупиками разных степеней, опираясь на работы и техники классиков ТА.
  • Знает разнообразные подходы к пониманию переноса и контрпереноса, историю происхождения, техники работы.
  • Оваивает многообразные техники (на стульях, речевые инструменты) деконтаминации и «распутывания».
  • Ориентируется в основных категориях современного ТА.
  • Умеет применять модель P. Clarkson (12 этапов работы) и современный план (4 этапа) работы по M. Novellino, C. Moiso.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Диагностические категории в современном транзактном анализе
  • Тема 2. Концепции личностных адаптаций и процесса коммуникации в современном ТА.
  • Тема 3. Техники деконтаминации в классическом и современном транзактном анализе.
  • Тема 4. Последовательность терапии (лечебный план)
  • Тема 5. Школа перерешения Robert and Mary Goulding и Ken Mellor. Работа с тупиками 1, 2 и 3 степени.
  • Тема 6. Современные техники работы с переносом и контрапереносом в транзактном анализе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Опрос
    Все оценки могут не являться целыми числами. Округляется только итоговая оценка, выставляемая в ведомость. Способ округления итоговой оценки - арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Округление итоговой оценки применяется только в том случае, если студент получил в качестве итоговой оценки 4 балла и выше. Если итоговая оценка студента не превышает 4 балла (например, 3,9) в отношении нее не применяется правило округления и в ведомость выставляется оценка неудовлетворительно (3). Оценка за посещение выставляется по следующему принципу: 10/количество семинарских занятий*количесво посещений студентом. Оценка за аналитическое эссе выставляется по следующему принципу: поставленный вопрос операционализирован в психологических терминах (1 балл), работа целостная и логичная по своей структуре и логике ответа на вопрос, рассмотрены разные подходы и варианты объяснения (3 балла), работа использует основные концепции и исследования изученные по теме корректно и подробно при ответе на поставленный вопрос (3 балла), использование дополнительной литературы (2 балла), работа аккуратно оформлена в соответствии с требованиями в LMS (1 балл); Оценка выставляется за индивидуальную работу. Оценка за выступления на семинарах выставляется по следующим критериям: подобран релевантный кейс для анализа (2 балла), студент владеет применяемой моделью (3 балла), студент корректно применяет модель (2 балла), в анализе кейса есть новизна (3 балла). Оценка за экзамен выставляется по следующим критериям: студент демонстрирует знание вопроса и теоретического контекста аналитической модели (3 балла), студент способен применить аналитическую модель (3 балла), студент способен применить модель в саморефлексии или практике (2 балла), ответ отличается оригинальностью, креативностью и новизной (2 балла). Оценка за экзамен* выставляется по следующим критериям: студент демонстрирует знание вопроса и теоретического контекста аналитической модели (3 балла), студент способен применить аналитическую модель (3 балла), студент способен применить модель в саморефлексии или практике (2 балла), ответ отличается оригинальностью, креативностью и новизной (2 балла).
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.25 * Эссе + 0.25 * Посещаемость + 0.25 * Опрос + 0.25 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гуманистический психоанализ, Фромм, Э., 2002
  • Клинический психоанализ : интерсубъективный подход, Столороу, Р., 2011
  • Энциклопедия глубинной психологии. Т.2: Новые направления в психоанализе; Психоанализ общества; Психоаналитическое движение; Психоанализ ..., Бистер, В., 2001