• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Климова Светлана Владимировна, Мирошкин Роман Борисович
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для направления 030300.68 специализации «Системная семейная психотерапия» она является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Клиническая и специальная психология», «Основы психологического консультирования», «Теория и методология современной психологии», «Трансгенерационный подход», «Конструктивистские подходы в системной терапии семьи». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:знание дизонтогенеза; знание закономерностей переживания утраты и травмы;знание структурных, динамических и исторических характеристик семейной системы; владение диагностикой семейной системы; знание эмоциональных процессов, протекающих в семейной системе и оказывающих влияние на ее функционирование; умение диагностировать эти процессы; знание теоретических основ конструктивистского подхода в психотерапии семьи; знание методов психотерапевтической работы с семейной системой. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:«Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», НИС, «Квалификационная практика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья» являются: знакомство с психологическими особенностями и структурой семьи, имеющей ребенка с особенностями развития; обучение практическим навыкам работы с данной категорией семей в рамках системного подхода в психотерапии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет практикой психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
  • Знает особенности сеттинга при работе в клинике. Умеет вступать в контакт с семьей.
  • Знает особенности структуры семьи, имеющей ребенка с тяжелым заболеванием; основные группы трудностей.
  • Знает с историческую ретроспективу и философские подходы к понимаю природы отношения человека к дефекту.
  • Знает цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
  • Знаком с особенностями культурно обусловленных реакций на нарушения у детей.
  • Знаком с особенностями профильного заболевания (в зависимости от базы практики)
  • Понимает особенности переживания семьей заболевания ребенка.
  • Понимает особенности проживания горя в ситуации тяжелой болезни ребенка.
  • Понимает принципы взаимодействия команды специалистов и семьи.
  • Понимает социально-экологическую модель и ее значение для работы с данной категорией семей; а также модель Ролланда.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии в исторической ретроспективе. Философские подходы к пониманию природы человеческого отношения к дефекту.
  • Семейная система. Социально-экологическая модель Ури Бронфенбреннера. Основные понятия. Модель приспособления семьи Джона Ролланда.
  • Переживание горя – борьба между мечтой и реальностью. Препятствия в проживании горя.
  • Известие о нарушениях у ребенка: первые реакции. Младенчество. Детство и юность. Типология адаптации к заболеванию.
  • Влияние на семью как систему. Основные трудности семьи: эмоциональные, функциональные, социальные, финансовые. Структура семьи. Дисфункциональная семейная динамика.
  • Цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья. Препятствия на пути к эффективной помощи.
  • Практика психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
  • Взаимодействие команды помогающих специалистов и семьи.
  • Особенности сеттинга в случае работы в клинике. Тренинг вступления в контакт с семьей в условиях клиники.
  • Особенности профильного заболевания (в зависимости от базы практики)
  • Культурно обусловленные реакции на нарушения у детей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в практических занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Экзамен проводится в письменной форме в виде ответов на выданные преподавателем вопросы. Количество экзаменационных заданий в «билете» - 2. Преподаватели оценивают экзаменационные ответы студентов по следующим критериям: полнота ответа, правильность понимания вопроса и использования терминов и понятий. Экзаменационная оценка по 10-ти балльной шкале – Оэкзаменационная. Письменная работа должны быть сдана за 15 дней до даты экзамена. Оэкзаменационная. = (О1 преподаватель + О2 преподаватель. + О3 преподаватель.) / 3 Способ округления оценки арифметический. Результирующая оценка: Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,5Онакопл + 0,5Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017