• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Речевой этикет: вежливость и коммуникативные стратегии

Направление: 01.04.01. Математика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Шарич Владимир
Прогр. обучения: Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для знакомства с устройством речевого этикета, вежливостью и коммуникативными стратегиями, которые используются в общении. Слушатели узнают особенности русского речевого этикета и увидят его динамику: от дореволюционного к советскому, от советского к сегодняшнему. Мы заглянем в разные сферы: работа, школа, семья, – и обнаружим в русском языке то, о чем не подозревают даже его носители. Русский речевой этикет рассматривается в сравнении с другими европейскими и азиатскими этикетами. Различия в них объясняются через коммуникативные стратегии и культурные шаблоны. Наряду с вежливостью мы обсудим и противоположные типы поведения – невежливость и анти-вежливость, то есть сознательное нарушение правил речевого поведения. К каким последствиям это может привести? В заключение мы попытаемся ответить на главные вопросы. Зачем нужен речевой этикет? Что случится, если мы откажемся от вежливости и соблюдения речевого этикета? Среди задач курса есть и теоретические (см. выше), и практические. Слушатели узнают, как вести себя в определенных, иногда довольно нетривиальных ситуациях и как реагировать на речевое поведение собеседников. Но кроме ответа на вопрос «как», будут предложены ответы и на вопрос «почему». Почему люди себя так ведут и какие коммуникативные стратегии используют? На лекциях мы постараемся достичь определенного баланса между теорией и практикой. В определенных эпизодах рядом с лектором будет находиться симпатичный собеседник, который поможет продемонстрировать как соблюдение, так и нарушение речевого этикета. Слушателям будут предложены задания, с помощью которых они проверят практическое усвоение правил этикета и собственную готовность к его использованию в реальной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с устройством речевого этикета, вежливостью и коммуникативными стратегиями, которые используются в общении
  • Узнают особенности русского речевого этикета и увидят его динамику: от дореволюционного к советскому, от советского к сегодняшнему.
  • Слушатели узнают, как вести себя в определенных, иногда довольно нетривиальных ситуациях и как реагировать на речевое поведение собеседников.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает как устроен речевой этикет, исторические аспекты формирования и изменения этикета в обществе. Умеет применять правила речевого этикета в стандартных и нетривиальных ситуациях. Понимает коммуникативные стратегии и речевое поведение своих собеседников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Обсуждаем фрагменты фильмов
  • Речевой этикет и вежливость
  • Этикетные ситуации: классификация и типология
  • Приветствие и прощание
  • Имя собственное в речевом этикете
  • Обращения
  • Личные местоимения в речевом этикете: ты или вы
  • Семейный этикет. Обращения
  • Семантика и прагматика этикетных слов
  • Нарушение речевого этикета
  • Вежливость, не-вежливость и антивежливость
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий получение сертификата
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.7 * получение сертификата + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловое общение : нормы, риторика, этикет: учеб. пособие для вузов, Колтунова, М. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Чернышова Л. И. - ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 161с. - ISBN: 978-5-534-10547-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obscheniya-etika-kultura-i-etiket-delovogo-obscheniya-430797
  • Чернышова Л. И. - ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 161с. - ISBN: 978-5-534-02406-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-kultura-i-etiket-delovogo-obscheniya-433774