• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Качественные и количественные методы исследований в психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Обучение и оценивание как наука)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Куликова (Пономарева) Алена Александровна, Осин Евгений Николаевич
Прогр. обучения: Обучение и оценивание как наука
Язык: английский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Course Syllabus

Abstract

Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology" is one of the core courses in the Science of Learning and Assessment master’s program. Throughout the course students get acquainted with the main stages of scientific research and master the necessary competencies for conducting their own research in the framework of preparing master's thesis and scientific publications. This course fits the students both with and without psychology-related background.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии.
  • Знакомство с кругом доступных психологам и представителям смежных наук моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов.
  • Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов.
  • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерской диссертации) и подготовки научных публикаций.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
  • Знает критерии валидности качественных данных и основные качественные методы, умеет проводить интерпретативный феноменологический анализ.
  • Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
  • Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
  • Знает методы работы с пропущенными данными, знает и умеет применять описательные статистики и основные статистические критерии.
  • Знает модели дисперсионного анализа, множественной регрессии, модерации, медиации, путевого анализа. Умеет проводить дисперсионный и регрессионный анализ.
  • Знает основные дизайны смешанных исследований, умеет разрабатывать программу смешанных исследований.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Знает отличия между моделями эксплораторного и конфирматорного факторного анализа, кластерный анализ, многомерное шкалирование. Умеет проводить эксплораторный факторный анализ.
  • Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
Course Contents

Course Contents

  • Психология как наука о человеке: естественно-научная и гуманитарная парадигмы
  • Планирование исследования: постановка проблемы, обзор литературы, этические стандарты
  • Источники психологических данных и стратегии построения выборки
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Планы исследований 1: экспериментальные дизайны
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и неэкспериментальные (корреляционные, лонгитюдные) дизайны
  • Традиционные и современные подходы к проверке статистических гипотез: виды ошибки, размер эффекта, доверительные интервалы, статистическая мощность, мета-анализ
  • Анализ количественных данных 1: чистка данных и работа с пропущенностью, описательные статистики, парные критерии сравнения выборок, корреляционный анализ
  • Анализ количественных данных 2: регрессионный, дисперсионный анализ и другие подвиды общей линейной модели
  • Анализ количественных данных 3: многомерные методы: факторный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование, структурное моделирование
  • Качественные методы сбора и анализа данных
  • Смешанные дизайны исследования (mixed-methods research)
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Тест 1 по темам 1-4
  • non-blocking Тест 2 по темам 5-6
  • non-blocking Тест 3 по темам 7-11
  • non-blocking Домашнее задание 1: Проект исследования или рецензия на научную статью
  • non-blocking Домашнее задание 2: Анализ количественных или количественных и качественных данных
  • non-blocking Экзамен в письменной форме (тестовая часть + кейсы)
  • non-blocking Активность на семинарах
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 4th module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Тест 1 по темам 1-4 + 0.1 * Тест 2 по темам 5-6 + 0.25 * Домашнее задание 1: Проект исследования или рецензия на научную статью + 0.1 * Тест 3 по темам 7-11 + 0.25 * Домашнее задание 2: Анализ количественных или количественных и качественных данных
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Frost, N. (2011). Qualitative Research Methods in Psychology : Combining Core Approaches. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=382480
  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290
  • Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2014). Using Multivariate Statistics: Pearson New International Edition (Vol. 6th ed). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418064
  • Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218

Recommended Additional Bibliography

  • Magnusson, D. (2003). The Person Approach: Concepts, Measurement Models, and Research Strategy. New Directions for Child & Adolescent Development, 2003(101), 3–23. https://doi.org/10.1002/cd.79