• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2012/2013

Научно-исследовательский семинар "Феноменологическая персонология"

Статус: Курс по выбору
Направление: 030300.68 Психология
Кто читает: Кафедра психологии личности
Где читается: Факультет психологии
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Прогр. обучения: Персонология и экзистенциальная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 8

Научно-исследовательский семинар «Феноменологическая персонология» является формой научно-исследовательской подготовки студентов, обучающихся по магистерской программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Семинар посвящен углубленному изучению феноменологии как идеографического метода исследования личности и ее бытия и формированию у студентов способности проводить научные исследования личности феноменологическим методом.

Феноменологический метод направлен на изучение “опыта” в изначальном смысле этого понятия, – то есть переживаний того, как личность открывается миру, как вступает во взаимодействие с вещами и другими людьми, как отвечает другому, как она обходится сама с собой. Тем самым открывается доступ к “самим вещам” (Э. Гуссерль) в том виде, как они себя раскрывают (М. Хайдеггер). Феноменологический метод, кардинально отличаясь от естественно-научного, требует обостренного самовосприятия  исследователя и нуждается в тренировке.

Основные задачи семинара:

−     обобщение теоретических знаний по феноменологии и обоснование их использования в исследованиях личности;

−     развитие способности студентов к феноменологическому пониманию личности и ее бытия;

−     расширение, конкретизация и концептуализация содержаний, полученных с помощью феноменологического метода в процессе самопознания и эмпирических исследований.

На основе классический трудов ведущих представителей феноменологии изучаются: феноменология сознания Э. Гуссерля, феноменология бытия М. Хайдеггера, феноменология ценностей М. Шелера, описательная феноменология К. Ясперса, герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета, феноменология эмоций Ж.-П. Сартра, феноменология восприятия и феноменология телесности М. Мерло-Понти.

Развитие феноменологических способностей студентов происходит благодаря выполнению заданий на феноменологическое понимание: произведений искусства, собственного поведения и поведения других людей, случаев из практики консультирования и психотерапии.

Основные виды и формы учебной работы на семинаре:

– консультации ведущих специалистов по проблемам методологии, планирования, организации и проведения исследовательской работы;

– семинары по проектированию, подготовке, написанию и презентации исследовательских работ студентов;

–  проектные семинары студентов, связанные с обсуждением их исследовательских планов;

– индивидуальное самопознание студентов с целью развития способности феноменологического понимания;

–  обсуждение и предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций студентов.