• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР: Центральная Азия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Центральная дисциплина программы имеет целью дать студентам полное и систематизированное представление о современных научных подходах к изучению культурной, социальной и политической истории основных мусульманских регионов, входивших в состав Российской империи и СССР. Ее преподает коллектив ведущих российских ученых, специализирующихся по этим регионам и одновременно рассматривающих общие аспекты и международный контекст этой проблематики. Регионы включают Урало-Поволжье и Западную Сибирь, Крым (И.В. Зайцев, И.Л. Алексеев), Центральную Азию (С.Н. Абашин, А.Р. Ихсанов), Кавказ (В.О.Бобровников). Курс должен показать, с одной стороны, региональную специфику и многообразие мусульманских сообществ в Российской империи и СССР, как и политики власти в них. С другой – подчеркнуть связи между ними на разных уровнях, рассмотреть формы взаимодействия разных слоев их населения с центральной и локальной властью, зарубежными мусульманскими ареалами и между собой в разные исторические периоды, начиная с их вхождения в состав Российской империи (дается также краткий обзор предшествующей истории этих обществ). Дисциплина знакомит студентов с основными трудами и направлениями исследований по этой проблематике, использующимися в них базовыми понятиями и концепциями. Во взаимодействии с имперскими рассматриваются многообразные и изменчивые дискурсы мусульманских сообществ, их ритуальные и социальные сети и институты. Общие обзорные части курса (О.Ю. Бессмертная, В.О.Бобровников) посвящены проблемам управления различиями в Российской империи и СССР применительно к мусульманам, культурным аспектам политики власти, формированию колониального знания, фигурам колониальных посредников – выходцев из мусульман. В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные этапы трансформации политики в Российской империи и СССР в отношении мусульманских обществ, базовые документы и институты, которые регулировали жизнь мусульман в регионах; ориентироваться в дискурсивных, социальных и религиозных практиках этих обществ и способах их взаимодействия с властью в имперский и последующие периоды; уметь анализировать основные точки зрения в современной историографии на характер взаимодействия мусульман и власти; иметь навыки работы с различными источниками по истории мусульманских обществ в России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Программа «Мусульмане, общество, власть в РИ и СССР: Центральная Азия» ставит своей целью раскрытие проблематики, которая связана с историей вхождения и этапов нахождения региона Центральной Азии в составе Российской империи и СССР, с историей и этапами трансформаций его социального и политического строя, а также культуры и повседневной жизни в конце XIX и в XX столетиях. Программа раскрывает вопросы управления регионом в имперский период, национального размежевания и национального строительства в советский период, отношений между центром и окраинами, и особенно вопросы мусульманской политики в Центральной Азии, особенностей мусульманских практик и идентичностей. Программа раскроет основные направления в российской и зарубежной историографии изучения Центральной Азии, позволит освоить основные области знаний и исследовательские проекты. С помощью программы студенты смогут получить полное представление о месте региона в мусульманских мирах России.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание основных этапов истории мусульманских сообществ Центральной Азии в составе РИ и СССР
  • умение анализировать разнородные тенденции развития социальных феноменов в данном регионе и их связь с дискурсами и нарративами государственных структур, строившими свою политику через особые методы восприятия региона, его границ и образов населявших его сообществ.
  • умение пользоваться новейшей литературой по социальной, культурной, политической истории Центральной Азии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн-курс. (Пост)колониальные исследования.
  • Тема 1. Лекция 1. История представлений о «Центральной Азии» как отдельном регионе (2 ч.).
  • Тема 2. Лекция 2. История завоевания и инкорпорации Центральной Азии в состав Российской империи (2 ч.); Лекция 3. Споры и решения об управлении регионом (2 ч.); Семинар 1. Особенности регулирования правовых отношений в Центральной Азии в начале 20 в. (2 ч.)
  • Тема 3. Лекция 4. Повседневная жизнь мусульман в Российской империи и в СССР (2 ч.); Семинар 2. 2. Священные рода и племена (2 ч.).
  • Тема 4. Лекции 5-6. История дискуссий о российском и европейском влиянии на мусульманское общество (4 ч.). Семинар 3. «История интеллектуальной революции в Бухаре»: анализ нарративов источника.
  • Тема 5. Лекции 7-8. История советской политики в отношении ислама в Центральной Азии (4 ч.); Семинар 4. Зийарат и его функции в истории Центральной Азии (2 ч.); Семинар 5. Практическая логика Ислама в Советское время (2 ч.).
  • Тема 6. Лекция 9. Дискуссии в центральноазиатском мусульманском сообществе об отношениях с советским государством и о реформах в местном исламе (2 ч.); Семинар 6. Дискуссии исламских богословов в ЦА (2 ч.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * экзамен + 0.6 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гарбузарова, Е. Г. Центральная Азия в современных мирополитических процессах : монография / Е. Г. Гарбузарова. — Москва : Аспект Пресс, 2020. — 192 с. — ISBN 978–5–7567–1056–4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144102 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Россия — Средняя Азия: Политика и ислам в конце XVIII — начале XXI века. — М.: Издательство Московского университета, 2013. — 480 с.; илл. - ISBN 978-5-211-06469-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022586 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022586

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бичурин, Н. Я. Средняя Азия и французские ученые / Н. Я. Бичурин. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2017. — 28 с. — ISBN 978-5-507-43348-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/95918 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Россия - Средняя Азия. Т.1: Политика и ислам в конце XVIII - начале XX вв., Абашин, С. Н., 2011
  • Россия - Средняя Азия. Т.2: Политика и ислам в XX - начале XXI вв., Абашин, С. Н., 2011