• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Российская Империя и Восток: изобразительное и прикладное искусство

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на приобретение обучающимися фактических и теоретических знаний по теме изобразительного и прикладного искусства, созданного Российскими художниками после посещения и знакомства с народами и искусством Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. В практическом плане задачей курса является ознакомление студентов с процессом становления и развития культурных отношений России со странами Востока начиная с 18 века и до 1920-х годов. Курс построен по хронологическому принципу. В теоретическом плане предполагается знакомство обучающихся с основными историческими и культурными процессами, протекающими в изучаемых регионах. В ходе лекций рассматриваются различные художественные концепции, характерные для определенной эпохи, прослеживаются особенности региональных школ, а также творчество крупнейших мастеров. Пререквизиты для записи на курс: базовые университетские курсы по истории, экономической, политической истории или исторической географии России; владение английском языком на уровне на уровне Upper Intermediate и выше. Особенность концепции данного курса – предоставление учащимся также систематических сведений об истории ориентализма. В рамках данного курса необходимо будет проанализировать значение термина «ориентализм», а именно какую смысловую нагрузку несет это слово в нашем сознании в общем, и применительно к истории искусств, в частности. Впервые научная интерпретация феномена «ориентализм» была дана профессором английской и сравнительной литературы нью-йоркского Колумбийского университета Эдвардом Саидом в книге «Ориентализм – западные концепции Востока», вышедшей в 1978 году. В результате освоения дисциплины у обучаемых формируются целостные и систематические представления о развитии культурных и международных отношений между Россией и Востоком, о характере ее взаимодействия со странами и народами Востока. Студенты также получают систематических сведений об использование мотивов и стилистических приемов восточного искусства, а также сюжетов восточного быта в изобразительном и прикладном искусстве России 18-начала 21 века.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о месте и роли культурных и исторических контактов в развитии истории искусств на примере России и стран Ближнего и Дальнего Востока
  • Сформировать представление о развитии и течении наиболее важных художественных процессов в российской художественной культуре при взаимодействии с искусством Ближнего и Дальнего Востока
  • Развитие представления об основных подходах и актуальных методах исследования памятников и явлений, связанных с изучением искусства стран Ближнего и Дальнего востока в свете контактов с западноевропейской культурой Нового и Новейшего времени
  • Сформировать первоначальное представление о стилистических особенностях искусства Китая и Японии XVІІІ - XІX вв.
  • Ознакомление с основными этапами и особенностями формирования коллекций восточного искусства в России в XVІІІ – начале XX вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иметь представление об особенностях формирования и истории сложения основных коллекций искусства Дальнего Востока за пределами Китая и Японии
  • иметь представление об особенностях формирования и истории сложения основных коллекций искусства Дальнего Востока за пределами Китая и Японии
  • понимает особенности методологии изучения коллекционирования и его истории
  • понимает особенности развития и формирования историко-культурного контекста и его взаимосвязи с развитием искусства
  • умеет анализировать коллекции и выделять их типологию
  • умеет анализировать особенности формирования коллекций
  • умеет использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • умеет использовать профессиональную искусствоведческую и историческую терминологию
  • умеет объяснять эволюцию и особенности формирования российских коллекций дальневосточного искусства
  • умеет работать с визуальными источниками разного типа (карты, графика, живописные произведения, ДПИ) в соответствии с поставленными целями научного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Ориентализм Эдварда Саида (1935–2003). Ориентализм в изобразительном искусстве - теория и практика.
  • 2. Турецков посольство Кутузова 1793-1794. Первый российский художник-ориенталист Гавриила Сергеев.
  • 3. Художники-ориенталисты 19 века. Воробьев, Ефимов, Брюллов, братья Чернецовы, Боголюбов, Верещагин, Каразин.
  • Россия и страны Дальневосточного региона. Введение
  • Китай и Европа в XVІІ – XVІІІ вв. Шинуазри в искусстве и архитектуре.
  • Шинуазри в России XVІІІ века
  • Россия и страны Дальневосточного региона в XІX – начале XX вв.
  • Искусство Востока и стиль модерн в России в начале ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активное участие на лекциях и семинарах
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Тест (письменный)
  • неблокирующий Экзамен (письменный)
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    О3модуль = Активное участие на лекциях и семинарах*0,24 + Презентация*0,12 + Тест*0,24 + Экзамен*0,4 О4 модуль = Доклад*0.5 + Домашнее задание*0.25 + Работа на семинарах*0.25 ОИтоговая = О3модуль*0,5 + О4модуль*0,5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hanut, E. (2012). David Schimmelpenninck van der Oye, Russian Orientalism: Asia in the Russian Mind from Peter the Great to the Emigration. Slavica Bruxellensia.
  • Maria Nikolaevna Tsybizova, & Olga Vadimovna Nefedova. (2019). Analysis of Plots and Sources of Orientalist Motifs in Russian Porcelain of the 18th–19th Centuries. Известия Уральского Федерального Университета. Серия 2: Гуманитарные Науки, (1(184)), 250. https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.018
  • Susanna Soojung Lim. (2013). China and Japan in the Russian Imagination, 1685-1922 : To the Ends of the Orient. Routledge.
  • Yulia Mikhailova, & M. William Steele. (2008). Japan and Russia : Three Centuries of Mutual Images. Brill.
  • Булгаков, Ф. И. В.В. Верещагин и его произведения / Ф. И. Булгаков. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 61 с. — ISBN 978-5-507-31099-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/32102 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Бухаров Д. - Россия и Турция. От возникновения политических между ними отношений до Лондонского трактата 13/25 марта 1871 года (включительно) - Издательские архивы - 1878 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912914
  • Эдвард, С. (2002). Ориентализм. Послесловие к изданию 1995 года. Социологическое Обозрение, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15772975

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chang, E. H. (2010). Britain’s Chinese Eye : Literature, Empire, and Aesthetics in Nineteenth-Century Britain. Stanford University Press.
  • D. E. Mungello. (2013). The Great Encounter of China and the West, 1500–1800: Vol. 4th ed. Rowman & Littlefield Publishers.
  • Guseva, A. V., & Demenova, V. V. (2019). Regarding the History of Asian Art Collecting: Tracking Collections of the Tea Traders in Russian Regional Museums. Actual Problems of Theory and History of Art. https://doi.org/10.18688/AA199-6-69
  • Japonisme : cultural crossings between Japan and the West, Lambourne, L., 2005
  • Japonisme : the Japanese influence on Western art since 1858, Wichmann, S., 2001
  • Kitson, P. J. (2013). Forging Romantic China : Sino-British Cultural Exchange 1760–1840. Cambridge University Press.
  • Lee, J. D. (2010). The Japan of Pure Invention : Gilbert and Sullivan’s The Mikado. University of Minnesota Press.
  • Maxine Berg. (2007). Luxury and Pleasure in Eighteenth-Century Britain. OUP Oxford.
  • Robert Finlay. (2010). The Pilgrim Art : Cultures of Porcelain in World History. University of California Press.
  • Viktoriya Vladimirovna Demenova. (2015). Buddhist Bronze Sculpture in the Collection of the Yekaterinburg Fine Arts Museum: Problems of Attribution. Известия Уральского Федерального Университета. Серия 2: Гуманитарные Науки, 17(2(139)), 15–23.
  • Брюллов, Байрамова, Л., 2000
  • Воображаемый Восток: Китай "по-русски". XVIII - начало XX века : [по материалам выставки в Большом дворце Государственного музея-заповедника "Царицыно", 24 ноября 2015 - 3 апреля 2016], , 2016
  • Деменова Виктория Владимировна. (n.d.). Буддийские Коллекции Урала: История И Современность.
  • Окно на Восток: империя, ориентализм, нация и религия в России, Джераси, Р., 2013
  • Ориентализм : западные концепции Востока, Саид, Э. В., 2006
  • Полководец Кутузов, Брагин, М., 1941