• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Современные методы анализа данных о населении

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель дисциплины «Современные методы анализа данных о населении»: - формирование представления о возможностях и обучение навыкам использования качественных, экспериментальных и картографических методов для решения научно-практических задач в области (прикладной) демографии. Соответственно, дисциплина состоит из двух блоков. Целью первого блока дисциплины является освоение метода эксперимента и методов сбора и анализа социально-демографической информации в рамках качественной парадигмы. Блок «Качественные методы исследования» знакомит с теорией и методологией данной парадигмы, с основными методами, методиками и техниками сбора информации, процедурами составления программы качественного исследования, его инструментария, особенностями полевого этапа, аналитическими процедурами и правилами презентации исследования. Слушатели программы в результате освоят: 1. основные принципы методологии социологического исследования в качественной парадигме, 2. знания и навыки применения основных качественных методов, 3. навыки реализации стратегии качественного исследования от постановки задачи до презентации результатов, 4. умение обоснованно комбинировать отдельные методы качественного исследования. Основная цель второго блока дисциплины является формирование представления о возможностях и обучение навыкам использования картографических, геоинформационных и пространственно-статистических методов для решения научно-практических задач в области (прикладной) демографии. Студенты получат знания об особенностях сбора и хранения пространственных и связанных с ними данных; методах пространственного анализа и моделирования в геоинформационном программном обеспечении; способах представления (визуализации) информации в виде карт, анаморфоз, анимаций и картографических веб-сервисов. Курс является практико-ориентированным. В ходе курса студентам рекомендуется пройти онлайн курс «Качественные методы исследований» на платформе Coursera. Практические занятия, составляющие основу курса, будут проходить в компьютерном классе с использованием геоинформационного программного обеспечения ArcGIS, Esri и баз пространственных данных. Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь: представление об основных об источниках получения демографической информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью первого блока дисциплины является освоение методов сбора и анализа социально-демографической информации в рамках качественной парадигмы, а также методом эксперимента. Блок «Качественные методы исследования» знакомит с теорией и методологией данной парадигмы, с основными методами, методиками и техниками сбора информации, процедурами составления программы качественного исследования, его инструментария, особенностями полевого этапа, аналитическими процедурами и правилами презентации исследования. Основная цель второго блока дисциплины состоит в формировании представления о возможностях и обучении навыкам использования картографических, геоинформационных и пространственно-статистических методов для решения научно-практических задач в области (прикладной) демографии. Студенты получат знания об особенностях сбора и хранения пространственных и связанных с ними данных; методах пространственного анализа и моделирования в геоинформационном программном обеспечении; способах представления (визуализации) информации в виде карт, анаморфоз, анимаций и картографических веб-сервисов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - Дает определение основных понятий по методам исследований в качественной парадигме социальных наук; - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы.
  • - Дает определение основных понятий по методам исследований в качественной парадигме социальных наук; - Формирует релевантный план качественного исследования, сбора и анализа данных; - Способен провести исследование по этому плану
  • - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы
  • - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы, исследования случая
  • - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы.
  • - Обладает навыками по созданию и пространственной визуализации данных о населении - Обладает глубокими знаниями в отношении геоинформационного картографирования населения - Способен построить пространственную модель с использованием наиболее современных методов
  • - Формирует релевантный план качественного исследования, сбора и анализа данных; - Способен провести исследование по этому плану; - Обладает глубокими знаниями в отношении специфики сбора, анализа и интерпретации качественных данных
  • - Формирует релевантный план качественного исследования, сбора и анализа данных; - Способен провести исследование по этому плану; - Обладает глубокими знаниями в отношении специфики сбора, анализа и интерпретации качественных данных;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • КАЧЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ; ИСТОКИ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ
  • СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ; обоснованная теория
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
  • СОЗДАНИЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАБОРОВ ДАННЫХ О НАСЕЛЕНИИ. ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: ПОИСК МЕСТ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
  • НАБЛЮДЕНИЕ
  • ФОКУС-ГРУППЫ И ГРУППОВЫЕ ДИСКУССИИ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ
  • КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОв; метод кейс стади (исследование случая).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
    по теме картографирование
  • неблокирующий эссе на заданную преподавателем тему
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.525 домашнее задание 0.300 эссе, состоящее из ответов на несколько вопросов по заданным преподавателем темам 0.175 контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Геоинформационное картографирование : методы геоинформатики и цифровой обработки космических снимков: учебник для вузов, Лурье, И. К., 2010
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Метод фокус - групп : учебник, Белановский, С. А., 1996
  • Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2001
  • Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе, Морено, Я., 2004
  • Эксперимент в социальной психологии, Милграм, С., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антон Смолькин. (2015). Искажения в самоописаниях в ходе неформализованного интервью: сенситивные ситуации и стратегии самообъяснения информантов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B07FE3
  • Гарфинкель, Г., & Баньковская, С. (2012). Что Такое Этнометодология? Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743775