• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Возникновение «мировой литературы»: русский романтизм и его европейские контексты

Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Гаспаров Борис Михайлович, Зенкин Сергей Николаевич, Школьников Вадим Валерьевич
Прогр. обучения: Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Возникновение «мировой литературы»: русский романтизм и его европейские контексты» предназначен для ознакомления слушателей с историей апроприации романтических доктрин в русской культуре и развития у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии
  • Повышение уровня филологической компетенции
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных текстов, в которых романтическая проблематика нашла наиболее яркое отражение
  • Сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности
  • Помочь студентам в составлении аргументированных текстов среднего размера (эссе), основанных исключительно на собственных наблюдениях, и таким образом привить студентам навык самостоятельно размышлять на темы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания (филология и искусствоведение)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты анализируют политическую ориентацию романтического творчества; понимают влияние французской революции на романтическое искусство; характеризуют культуру и произведения тайных обществ в России: декабристов и любомудров.
  • Магистранты владеют ключевыми концепции романтического национализма и понимают, почему идея мировой литературы осуществилась именно в эпоху романтизма. Магистранты анализируют формы всемирно-исторического самосознания в русской публицистике и художественной литературе.
  • Магистранты владеют ключевыми концепциями романтической философии искусства; распознают философские истоки концепций прекрасного в романтическом творчестве; характеризуют различные системы мироздания, созданные романтическим воображением.
  • Магистранты понимают общие философские основы романтического сознания; владеют исторической перспективой на ранние романтические кружки и основополагающие полемики в Европе и России; распознают различные структуры субъективности, воображенные в европейских и русских элегиях.
  • Магистранты распознают различные дискурсивные стратегии романтизма; понимают ключевую концепцию романтической иронии; анализируют различные формы театральности в произведениях и повседневной жизни романтиков.
  • Магистранты схватывают ключевое типологическое различие между «наивной» и рефлектирующей поэзией; анализируют, как образ «другого» способствовал европейскому самосознанию; понимают важность империалистического контекста для развития романтизма в Европе и России.
  • Магистранты владеют методами типологического анализа романтических героев; излагают историю демонической тематики; знают истоки байронической персоны и анализируют байронизм Пушкина и Лермонтова. Магистранты понимают важную роль женщин в развитии романтической культуры и критически анализируют проблемы женской личности в романтическом творчестве.
  • Магистранты оценивают роль готики и эстетики «жуткого» в романтическом творчестве; анализируют «Русские ночи» как кульминацию и многосложный самоанализ романтизма; прослеживают плавную концептуальную эволюцию от романтизма к реализму.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы романтического сознания. Романтическая субъективность.
  • Рефлексия. Поиски «другого». Экзотика. Империализм.
  • Дискурсы романтизма. Романтическая ирония. Театральность.
  • Романтические герои. Романтический демонизм. Женщины романтизма..
  • Романтический национализм и мировая литература.
  • Философская эстетика и культ прекрасного.
  • Политика романтизма. Революционный романтизм. Тайные общества.
  • Кризис романтического сознания и стремление к «действительности».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В качестве аудиторной работы задание—на одном семинаре (в первом или втором модуле) вести дискуссию на избранную тему, примерно 15-20 минут. Это предполагает: начать с краткого введения, которое объяснит важность избранной темы и задачи дискуссии задавать вопрос аудитории, отзываться на идеи других, поддерживать разговор возможно, предложить отрывки из текста для совместного анализа направлять дискуссию на полное раскрытие темы продемонстрировать собственное знание темы Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Презентация
    10-15 минут (в первом или втором модуле) Магистрант сам формирует тему, желательно связанную с общей темой данного семинара. Можно ориентироваться на темы для дискуссии, предложенные преподавателем; можно концентрироваться на детальном анализе (close reading) ключевого отрывка из заданных текстов; можно разобрать аргументы из научной литературы. Главное—эффективно разработать собственный критический анализ. Также, часть задания—ответить на вопросы слушателей. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 1-2 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Напишите эссе объемом от 2000 до 3000 слов на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leighton, L. G. (1975). Russian Romanticism : 2 Essays. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=555113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Larisa Volpert. (1991). Творческая игра и французская литература. К проблеме становления психологизма Пушкина. Cahiers Du Monde Russe et Soviétique, 32(2), 197–208. https://doi.org/10.3406/cmr.1991.2274
  • ВИРОЛАЙНЕН МАРИЯ НАУМОВНА. (2015). Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу. Мир Русского Слова, 4.
  • Дубровская Светлана Анатольевна. (2017). Карнавальный контекст литературного поведения членов общества «Арзамас». TSNS “Interaktiv plus.”
  • Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
  • МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892