• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Проблемы хронологии: абсолютная и относительная хронология археологических памятников

Статус: Курс обязательный (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение исторических событий и фактов, которые изучает история, и культурно-исторических процессов, которыми занимается археология, невозможно без их помещения в определенный хронологический контекст. Это осуществляется при помощи относительного (на основе стратиграфии и построения типологических рядов и серий) и абсолютного (помещения в конкретную хронологическую шкалу) датирования. Предмет дисциплины - цели, задачи и методы абсолютного и относительного датирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • I. Представить и объяснить студентам специфику хронологии ар-хеологических памятников Средиземноморья, Малой и Центральной Азии, Причерноморья, Кавказа и Закавказья в древности, а также место и роль хронологии в изучении археологических памятников расположенных на территории указанных регионов
  • Объяснить студентам чем обусловлены особенности абсолютной и относительной хронологии и их изменения в истории. Обучить студентов специализированной методике применения абсолютной и относительной хронологии в археологических исследованиях
  • Заложить у студентов основы системы знаний хронологии древности, как части классической истории и археологии
  • Представить студентам историческую и археологическую периодизацию памятников и культур античности, как специфический объект исторического и археологического изучения
  • Обучить студентов основным умениям и базовым навыкам, необходимым при работе с основными группами археологических источников и научной литературой
  • На основании изучения исторических и археологических источников, сформировать у студентов понимание гуманистических общечеловеческих ценностей Античной цивилизации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использовать методы относительной хронологии, в частности, с типологией и хронологией тарных амфор античного времени.
  • Объяснить студентам чем обусловлены особенности абсолютной и относительной хронологии и их изменения в истории. Обучить студентов специализированной методике применения абсолютной и относительной хронологии в археологических исследованиях
  • Показать применение методов относительной хронологии для исследования археологических памятников на примере раскопок Трои, Помпей и Геркуланума.
  • Проанализировав античные хронологических системы архаической, классической и начала эллинистической эпох, студенты познакомились с особенностями античных хронологических систем эллинистического и римского периода.
  • Продемонстрировать особенности методов относительной хронологии, применяемых при исследовании археологических памятников V-I вв. до н.э.
  • Продемонстрировать особенности методов относительной хронологии, применяемых при исследовании археологических памятников VII-V вв. до н.э. на примере Трои, Милета, Березани, Афин.
  • Студенты ознакомились с основными методами и способами датирования археологических памятников.
  • Студенты ознакомились с основными особенностями абсолютной хронологии.
  • Студенты ознакомились с основными системами счета лет в древности.
  • Студенты ознакомились с хронологическими системами, принятыми в античности, в частности, с эпонимной хронологией.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. АБСОЛЮТНАЯ ХРОНОЛОГИЯ. Тема 1. Введение.
  • Тема 2. Древнейшие системы счёта лет.
  • Тема 3. Хронологические системы античности: от возникновения до эллинистического периода.
  • Тема 4. Хронологические системы античности: эллинистический и римский периоды
  • Тема 5. Методы и способы датирования археологических памятников и культур.
  • РАЗДЕЛ 2. OТНОСИТЕЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ. Тема 6. Введение.
  • Тема 7. Методика применения относительной хронологии при проведении археологических раскопок
  • Тема 8. Методика применения относительной хронологии при изучении археологических источников
  • Тема 9. Относительная хронология античных археологических памятников VII-V вв. до н.э.
  • Тема 10. Относительная хронология античных археологических памятников V-I вв. до н.э.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по дисциплине
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.5 * Эссе по дисциплине
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Andrew L. Christenson. (2000). Finding the Walls of Troy: Frank Calvert and Heinrich Schliemann at Hisarlik. Susan Heuck Allen. Uni­versity of California Press, Berkeley, 1999. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D919C88C
  • Haggis, D. C., & Antonaccio, C. M. (2015). Classical Archaeology in Context : Theory and Practice in Excavation in the Greek World. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999655
  • Roberts, E. S. (Ernest S. 1847-1912., & Gardner, E. A. 1862-1939. (1887). An introduction to Greek epigraphy /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.252F50CB
  • Абрамов, А. (2009). Амфоры Милета. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, (9 (64)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.8931810
  • БУЙСКИХ АЛЛА ВАЛЕРЬЕВНА. (2006). Херсонес Таврический В Vi В. До Н.Э.: Реальность Историческая Или Археологическая? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC7CDBB5
  • Елинская, М. М. (2013). Хронология. УД-697/р ; Учебная программа для специальности: 1–21 03 01 «История» (направление 1-21 03 01-02 Археология). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6DE508A4
  • КАРЫШКОВСКИЙ ПЕТР ОСИПОВИЧ. (1999). Ольвийские Монеты: Производство И Метрология. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.83099BF5
  • Медовичев, А. (2000). 2000.03.020. Монахов С.Ю. Греческие Амфоры В При-Черноморье: Комплексы Керамической Тары Vii- Ii Вв. До Н.Э. Самара: Изд-Во Самар. Ун-Та, 1999. 678 С. Библиогр.: С.647-672. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E946B8
  • Медовичев, А. (2007). 2007.01.004. Греки И Варвары Северного Причерноморья В Скифскую Эпоху /Ран. Ин-Т Истории Материал. Культуры; Отв. Ред. Марченко К.К. - Спб.: Алетейя, 2005. - 463 С. - (Антич. Б-Ка. Исследования). - Библиогр.: С. 418-461. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15129733
  • Помпеи, Геркуланум и Стабии. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.979A9526

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dienst, S. (2019). Statistical approach to pottery quantification as ways to explore chronology, economy and culture of Roman and Late Antique settlements: the case of Artena (province of Rome). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsorb&AN=edsorb.239537
  • Herda, A. (2006). Der Appolon-Delphinios-Kult in Milet und die Neujahrsprozession nach Didyma : ein neuer Kommentar der sog. Molopoi-Satzunge /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.470775669
  • Herda, A. (2018). Burying A Sage: The Heroon Of Thales In The Agora Of Miletos. France, Europe: Institut français d’études anatoliennes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A40AC0FB
  • Martin Alain. (2004). B.H. McLEAN, An Introduction to Greek Epigraphy of the Hellenistic and Roman Periods from Alexander the Great down to the Reign of Constantine (323 B.C. - A.D. 337). L’antiquité Classique, (1), 487. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.2004.num.73.1.2554.t1.0487.0000.2
  • Буйских Алла Валерьевна. (2015). Субгеометрический скифос из Борисфена (к вопросу о доколонизационных связях в Северном Причерноморье). Античный Мир и Археология, (17). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16543802
  • Задников, С. (2015). Античные амфоры гераклейского производства из раскопок Бельского городища. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C6B89F9
  • МОНАХОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, & ФЕДОСЕЕВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ. (2013). Заметки По Локализации Керамической Тары. Iv: Амфоры Икоса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.23C00C75
  • МОНАХОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ. (2014). Косские И Псевдокосские Амфоры И Клейма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8C3BBC02
  • Сташенков Дмитрий Алексеевич. (2016). Об абсолютной дате памятников именьковской культуры на Самарской Луке. Поволжская Археология, (3 (17)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16912545