• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Право цифрового маркетинга

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Право)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровая трансформация экономики особенно ярко проявляется на рынке рекламы, актуальной тенденцией развития которого является рост объема рекламы в сети Интернет (цифровой рекламы) и формирование новых маркетинговых инструментов. Законодательство не успевает адаптироваться к новациям рекламного рынка, в связи с чем в правоприменительной практике появляются неурегулированные законодательством виды рекламы, такие как, например, реклама в социальных сетях и мессенджерах, которая активно проникает в информационное пространство пользователей без согласия с их стороны. Роль регулятора цифровой рекламы взяли на себя транснациональные цифровые платформы (Facebook, Google, Яндекс, Telegram и др.), которые являются фактическими правообладателями и операторами инструментов интернет-маркетинга. Такое положение вещей приводит к возникновению споров, связанных с ограничением прав пользователей и рекламодателей цифровых платформ. Органы государственной власти, осуществляющие надзор и контроль в сфере рекламы, сегодня не предлагают эффективных правовых механизмов для регулирования цифровой рекламы. Существенной проблемой отрасли стал дефицит квалифицированных юристов в сфере рекламы и маркетинга, в связи с чем целью данной учебной дисциплины является не только систематизация и структурирование знаний студентов применительно к сфере отношений, связанных с деятельностью в сфере рекламы, но и формирование новых практических компетенций у студентов с учетом сложившихся на практике подходов к толкованию тех или норм права в сфере рекламы как в России, так и за рубежом. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата определяется комплексным характером рассматриваемых отношений. Учебная дисциплина опирается как на базовые отрасли юридической науки (теория права, конституционное право, административное право, гражданское право), так и на специализированные (информационное право, право интеллектуальной собственности, предпринимательское право, и др.). Успешное освоение учебной дисциплины позволит обучающимся как успешно применить полученные знания и компетенции на практике, так и продолжить проработку правовых проблем в исследуемой сфере на уровне магистратуры и аспирантуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о правовых основах регулирования рекламы и рекламной деятельности в России и за рубежом, основных принципах и тенденциях развития правового регулирования цифрового маркетинга.
  • Ознакомление с отдельными элементами правоотношений в сфере цифрового маркетинга, в частности, отношениями рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и потребителей рекламы.
  • Формирование и закрепление практических навыков и умений будущих юристов по рекламе, направленных на проверку соответствия рекламной информации, а также способов ее распространения требованиям законодательства Российской Федерации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование представлений о правовых основах регулирования рекламы и рекламной деятельности в России и за рубежом, основных принципах и тенденциях развития правового регулирования цифрового маркетинга.
  • Формирование представлений о применении тех или иных норм законодательства о рекламе к отношениям в сфере цифрового маркетинга и юридической ответственности в сфере рекламы.
  • Формирование и закрепление практических навыков и умений будущих юристов по рекламе, направленных на проверку соответствия рекламной информации, а также способов ее распространения требованиям законодательства Российской Федерации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Теоретические основы рекламы и рекламной деятельности. 1.1. Правовая природа и источники регулирования рекламы в России и за рубежом.
  • 1.2. Гражданско-правовые отношения субъектов рекламной деятельности.
  • 1.3. Юридическая ответственность и практика рассмотрения споров в сфере рекламы. Теория и практика.
  • 1.4. Обзор правовых подходов к регулированию цифрового маркетинга в России и за рубежом. Понятие инфлюенс-маркетинга.
  • 2. Особенности правоотношений, связанных с различными инструментами цифрового маркетинга (digital marketing). 2.1. Особенности правового регулирования отдельных инструментов цифрового маркетинга.
  • 2.2. Правила рекламной деятельности и практика их применения в социальных сетях и мессенджерах: теория и практика.
  • 3. Интеллектуально-правовые отношения в сфере цифрового маркетинга. 3.1. Цифровой маркетинг и право интеллектуальной собственности.
  • 3.2. Интернет-реклама материальных и нематериальных активов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Посещение занятий
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Доклад/анализ кейса
  • неблокирующий Научное достижение
    Публикация статьи в журнале, разработка собственной оригинальной концепции.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Доклад/анализ кейса + 0.4 * Устный опрос + 0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Посещение занятий + 0.1 * Научное достижение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Архипов, В. В.  Интернет-право : учебник и практикум для вузов / В. В. Архипов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03343-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469506 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469790 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 83 - Коллектив авторов - Интеллектуальная собственность и реклама: Актуальные вопросы, административная и судебная практика - 9785961425611 - Alpina - Альпина Паблишер - 2010 - https://hse.alpinadigital.ru/book/83
  • Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Эриашвили [и др.] — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 240 с. - ISBN 978-5-238-01546-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028543