• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Правительство и государственная политика в эпоху цифровых технологий

Статус: Курс по выбору (Прикладная политология)
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Конча Валерия
Прогр. обучения: Прикладная политология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровые технологии оказывают существенное влияние на национальные экономики, социальную, культурную и политическую жизнь, в связи с чем государства (более 18 стран) провозглашают стратегии и реализуют комплексные национальные программы, участниками которых являются политические акторы, бизнес и общество. 20 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию объявил о включении Российской Федерации в международный ландшафт развития цифровых технологий на государственном уровне (в части, например, необходимости разработки и создания национальной программы по искусственному интеллекту). Технологические инновации открывают новые возможности для трансформации разных сфер жизни общества и государства. Научно-технический процесс, стремительное развитие вычислительных мощностей, цифровых технологий не избежало внимания государств, политических институтов и акторов [Cornish 2010]. Процесс взаимодействия достижений научно-технического прогресса (техники, методики и т.д.) и политической сферы является отдельным объектом исследовательского интереса политической науки [Tufekci 2014; Wanna 2018; Hecker, Haklay и др. 2018]. Значительное влияние IT технологий на общество и государства стали вывозом для политических институтов и акторов. Реакцией на данный вызов стало политическое решение - формирование политик (policies) цифровизации и автоматизации процессов в государственном управлении и, шире, в сфере политики. Учитывая, что цифровые инструменты, такие как математические и статистические алгоритмы науки о данных, используются в различных областях (финансы, управление, национальная безопасность), власти разных стран принимают нормативно-правовые акты, стратегии и программы, устанавливающие правовые основания реализации политики цифровизации. Как выражение политического акта, такие нормы фактически легитимизируют информационно-технологическую сферу в области управления. Необходимо понимать, что в данном дискурсе цифровые технологии выступают как: Продукт политики - формирование, развитие, стимулирование, разворачивание технологических процессов основывается на политико-правовом регулировании и реализации политических решений (совершенно точно – на уровне целеполагания) Элемент государственной состоятельности (state capacity [Roy, Shah, Srikisha 2018; Peetersa, Widlak 2018]), в связи с чем наличие необходимой квалификации для понимания технологических тенденций является актуальным для политических акторов всех уровней Современный результативный инструмент управления на всех уровнях Цифровые технологии и алгоритмы (в масс медиа - искусственный интеллект) являются инновационной тенденцией - вызовом для политических и социальных институтов. Формирование соразмерного и адекватного ответа на технологические вызовы - задача, в первую очередь, политических акторов Развитие технологического потенциала и технологическая “вовлеченность” в общественно-политические сферы является объективным фактором силы и влияния на международной арене Таким образом, формирование компетенций у студентов, изучающих политические науки, в сфере регламентации, имплементации и реализации цифровых технологий в государственной политике, политических процессах и политических технологиях, является актуальной задачей образовательной программы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Правительство и государственная политика в эпоху цифровых технологий» - формирование у студентов знаний и навыков, необходимых для самостоятельной выработки, построения и подготовки стратегий применения цифровых технологий в политике на основе полученных теоретических (аналитических) и практических компетенций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - работать с данными (сбор, систематизация и анализ) в концепции политики, основанной на доказательствах (Evidence Based Policy); знать теоретико-аналитические основы использования цифровых технологий в социо-политической сфере;
  • владеть навыками применения цифровых технологий по отношению к политическим процессам с использованием современного программного обеспечения
  • знать особенности реализации стратегий цифровизации (международный и отечественный опыт), концепций электронного правительства и электронного управления;
  • Знать особенности реализации стратегий цифровизации (международный и отечественный опыт); уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах;
  • Знать особенности реализации стратегий цифровизации; уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах
  • Знать специфику концепций электронного правительства и электронного управления; знать архитектуру и инфраструктуру цифровых технологий и систем.
  • знать теоретико-аналитические основы использования цифровых технологий в социо-политической сфере, особенности реализации стратегий цифровизации; уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах.
  • знать: особенности реализации стратегий цифровизации (международный и отечественный опыт), концепций электронного правительства и электронного управления; специфику работы с данными в социо-политической сфере, транспарентность и суверенность данных в государственной политике; архитектуру и инфраструктуру цифровых технологий; уметь: оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах;
  • знать: специфику работы с данными в социо-политической сфере, транспарентность и суверенность данных в государственной политике; архитектуру и инфраструктуру цифровых технологий; уметь: решать морально-этические проблемы (в т.ч. вызовы конфиденциальности) при применении цифровых технологий в социо-политической сфере и при формировании государственной политики цифровизации;
  • применять полученные знания в анализе реальных политических процессов (в рамках цифровой трансформации); уметь самостоятельно разрабатывать проекты и стратегии применения цифровых технологий в политических процессах
  • уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах;
  • уметь: применять полученные знания в анализе реальных политических процессов (в рамках цифровой трансформации); самостоятельно разрабатывать проекты и стратегии применения цифровых технологий в политических процессах. владеть навыками применения цифровых технологий по отношению к политическим процессам с использованием современного программного обеспечения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Данные для политики: Evidence Based Policy, грамотность, подотчетность, регулирование. Транспарентность и суверенность данных в государственной политике. Архитектура и инфраструктура. Bias и ответственность.
  • Тема 2. Оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация: содержательные и концептуальные сходства/ различия. Типы цифровых технологий: специфика, развитие и взаимосвязь.
  • Тема 4. Цифровое доверие. Цифровые барьеры. Цифровое неравенство. ИКТ/Цифровая безопасность.
  • Тема 5. Электронное правительство. Электронное управление. Электронное участие.
  • Тема 3. Типы цифровых технологий. Практикум: анализ взаимосвязи технологий при помощи сетевого анализа.
  • Тема 6. Практикум 2: моделирование системы электронного голосования
  • Тема 7. Международный опыт реализации национальных программ и стратегий цифровизации
  • Тема 7. Практикум: круглый стол стран, реализующих стратегии цифровой трансформации.
  • Тема 8. Тренды цифровых технологий (ИИ, Интернет вещей, Блокчейн, Умные контракты, Биометрические технологии идентификации)
  • Тема 9. Морально-этические проблемы. Вызовы конфиденциальности
  • Тема 10. Концепция умного города (и умного устойчивого города). Цифровые технологии в процессе принятия политических решений.
  • Тема 11. Практикум: система поддержки принятия решений.
  • Тема 12. Цифровые технологии в сфере обеспечения безопасности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка работы студентов на занятиях (Оаудиторная) формируется по шкале от 0 до 1 и выставляет в рабочую ведомость. При формировании оценки за каждое занятие учитывается: - участие в обсуждении дискуссионных моментов излагаемого материала; - выполнение студентами практических заданий на компьютере с использованием как общедоступного, так и специального программного обеспечения.
  • неблокирующий Практикум 1 (Экзамен за первый модуль)
    Оценка за каждый практикум состоит из: - 5 баллов студент получает за выполнение домашнего задания (подготовка данных к занятию, разбор примера кода в R и тд) - 5 баллов студент получает за непосредственную работу на практикуме.
  • неблокирующий Практикум 2
    Оценка за каждый практикум состоит из: - 5 баллов студент получает за выполнение домашнего задания (подготовка данных к занятию, разбор примера кода в R и тд) - 5 баллов студент получает за непосредственную работу на практикуме.
  • неблокирующий Практикум 3
    Оценка за каждый практикум состоит из: - 5 баллов студент получает за выполнение домашнего задания (подготовка данных к занятию, разбор примера кода в R и тд) - 5 баллов студент получает за непосредственную работу на практикуме.
  • неблокирующий Практикум 4
    Оценка за каждый практикум состоит из: - 5 баллов студент получает за выполнение домашнего задания (подготовка данных к занятию, разбор примера кода в R и тд) - 5 баллов студент получает за непосредственную работу на практикуме.
  • неблокирующий Research proposal
    Перед началом работы над RP студенты информируют преподавателя о выбранной теме, проблеме и теоретическом обосновании с целью согласования (информирование происходит посредством заполнения google sheet документа - название темы напротив ФИО студента и уведомлением преподавателя о выбранной теме посредством корпоративной электронной почты). Возможны групповые RP (до 3-х студентов) с равнозначным распределением участия и вклада в итоговую презентацию. В случае группового участия каждый студент оценивается отдельно. Представление RP и их обсуждение возможно на последних трех занятиях, по предварительному согласованию с преподавателем (не позднее чем за пять дней до представления RP перед аудиторией группы, презентация RP высылается преподавателю на корпоративную почту). Длительность выступления студентов с RP составляет 15 минут и 10 минут на дискуссию в аудитории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Практикум 1 (Экзамен за первый модуль)
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Орезультирующая = Оаудиторная * (0.25) + Опрактикум1(экз) * (0.15) + Опрактикум2 * (0.1) + Опрактикум 3 * (0.1) + Опрактикум 4 * (0.15) + ORP * (0.25)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brooke, H. (2016). Inside the Digital Revolution. Journal of International Affairs, 70(1), 29–53. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=120438199
  • CORNISH, P. (2010). Technology, strategy and counterterrorism. International Affairs, 86(4), 875–888. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2010.00917.x
  • Dean, J., Anderson, J. W., & Lovink, G. (2006). Reformatting Politics : Information Technology and Global Civil Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191040
  • Fung, A., Russon Gilman, H., & Shkabatur, J. (2013). Six Models for the Internet + Politics. International Studies Review, 15(1), 30–47. https://doi.org/10.1111/misr.12028
  • Jho, W., & Song, K. J. (2015). Institutional and technological determinants of civil e-Participation: Solo or duet? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.60B1F70C
  • Lum, K., & Isaac, W. (2016). To predict and serve? Significance, 13(5), 14–19. https://doi.org/10.1111/j.1740-9713.2016.00960.x
  • Mayer-Schönberger, V. (2010). Beyond Privacy, Beyond Rights-Toward a “Systems” Theory of Information Governance. California Law Review, 98(6), 1853–1885. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=59572294
  • Peter John Chen. (2013). Australian Politics in a Digital Age. Netherlands, Europe: ANU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D3E7D01
  • Susskind, J. V. (DE-588)1168502624, (DE-627)103232547X, (DE-576)511594836, aut. (2018). Future politics living together in a world transformed by tech Jamie Susskind. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.516392166

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brożek, B., & Jakubiec, M. (2017). On the legal responsibility of autonomous machines. Artificial Intelligence & Law, 25(3), 293–304. https://doi.org/10.1007/s10506-017-9207-8
  • Joyce, D. (2015). Internet Freedom and Human Rights. European Journal of International Law, 26(2), 493–514. https://doi.org/10.1093/ejil/chv021
  • Mendez, D. M., Papapanagiotou, I., & Yang, B. (2017). Internet of Things: Survey on Security and Privacy. https://doi.org/10.1080/19393555.2018.1458258
  • Nakaya, T., & Yano, K. (2010). Visualising Crime Clusters in a Space-time Cube: An Exploratory Data-analysis Approach Using Space-time Kernel Density Estimation and Scan Statistics. Transactions in GIS, 14(3), 223–239. https://doi.org/10.1111/j.1467-9671.2010.01194.x
  • Rose, J., Skiftenes Flak, L., & Sæbø, Ø. (2018). Stakeholder theory for the E-government context : Framing a value-oriented normative core. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AAAA7CCD
  • Sustainable AI : An inventory of the state of knowledge of ethical, social, and legal challenges related to artificial intelligence. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.625229