Аспирантура
2022/2023
Педагогика высшей школы
Статус:
Курс обязательный
Направление:
10.06.01. Информационная безопасность
Когда читается:
2-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Педагогика высшей школы» нацелен на развитие универсальных навыков, которые необходимы как выпускникам аспирантуры, которые преподают или планируют педагогическую деятельность, так и тем выпускникам, которые планируют реализовать себя в других сферах (научной, консалтинговой, управленческой). К таким навыкам относятся: умение представить результаты своей работы, умение держать внимание аудитории, умение структурировать материал, умение грамотно дать обратную связь коллегам или студентам. ПОЯСНЕНИЕ К ПРОГРАММЕ И ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Курс «Педагогика высшей школы» реализуется в смешанном формате. 1. В начале курса в течение не более 1,5 месяцев аспиранты самостоятельно осваивают онлайн-блок, в который включены видеозаписи лекций, промежуточные тесты для самопроверки по каждой теме, а также итоговое тестирование по материалам всего онлайн-курса. Оценка, полученная за итоговый тест по онлайн-курсу, входит в формулу итогового оценивания с весом 0,4. 2. После изучения онлайн-блока каждый аспирант выбирает не менее одной из изученных в рамках онлайн-курса тем и записывается на соответствующий тематический семинар (продолжительность тематического семинара 2 ак.ч.). Тематический семинар проводится в синхронном формате. Запись на тематический семинар организуется администраторами курса. Оценка за активность на семинаре входит в формулу итогового оценивания с весом 0,1. 3. После/во время освоения материалов курса «Педагогика высшей школы» каждый аспирант приступает к подготовке презентации, в формате которой проходит итоговый экзамен. На экзамене аспирант презентует разработанный им учебный курс, либо уже преподаваемый им учебный курс, представляя и обосновывая основные элементы его дизайна. Требования к структуре итоговой презентации включены в данную программу (см. ниже). Оценка за презентацию входит в формулу итогового оценивания по курсу с весом 0,5.
Цель освоения дисциплины
- сформировать у аспирантов представления об основных трендах развития образовательной среды университетов
- сформировать навыки разработки образовательных продуктов на основе основных моделей и инструментов педагогического дизайна
- научить разрабатывать валидные инструменты оценки знаний и грамотно выстраивать обратную связь со студентами
- сформировать навыки организации и сопровождения групповой/командной исследовательской или проектной работы
- сформировать целостное представление о правовом регулировании образовательного процесса
- развить навыки графического представления информации и умения создавать базовые инфографические продукты
Планируемые результаты обучения
- готовность проектировать учебную программу как элемент образовательной программы
- способность подбирать инструменты для диагностики состояния преподавания своей дисциплины (образовательной области)
- способность формулировать основные тенденции и изменения в организации образовательного процесса, содержании образования, в том числе связанных с появлением информационно-коммуникационных технологий
- умение выбирать и предлагать к реализации методические модели, методики и приемы обучения, повышающие эффективность (качество) образовательного процесса
- умение решать профессиональные задачи в экспертно-консультационной и научно-исследовательской деятельности
Содержание учебной дисциплины
- Проектирование курса
- Оценивание и обратная связь
- Командная и групповая работа, управление конфликтами
- Цифровые технологии и инструменты в обучении
- Современные образовательные технологии. Подходы к проектированию курса в формате blended learning.
- Правовые основы образовательной деятельности.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год I семестр0.1 * Семинар + 0.4 * Онлайн-курс + 0.5 * Итоговая презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Role of the using innovative teaching methods to improve the efficiency of education (collection of international scientific articles) volume 1 : монография / — Москва : Русайнс, 2018. — 244 с. — ISBN 978-5-4365-1876-3. — URL: https://book.ru/book/926323 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
- Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать / Тихомирова Е. - М.:АЛЬПИНА, 2016. - 238 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5841-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/760869
- Педагогика в зеркале исследовательского поиска : на перекрестке мнений, Коржуев, А. В., 2014
- Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Д., 2014
- Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 389 с.: 60x90 1/16. - (Менеджмент в высшей школе). (переплет) ISBN 978-5-16-003687-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/171199
- Тихомирова, Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды : монография / Т.Н. Тихомирова. - Москва : Институт психологии РАН, 2010. - 230 с. - ISBN 978-5-9270-0200-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059492
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гурьев, С. В., Современное дистанционное обучение : монография / С. В. Гурьев. — Москва : Русайнс, 2018. — 117 с. — ISBN 978-5-4365-2573-0. — URL: https://book.ru/book/930103 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
- Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография / А.В. Пашкевич. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 166 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-369-01097-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/361932