• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Мемориальная культура

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Морозов Олег Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Слушатели этой дисциплины познакомятся с основными способами, посредством которых в течение ХХ в. создавались индивидуальные и коллективные памяти в разных странах мира. Дисциплина предполагает как теоретические аспекты изучения культурной и коммуникативной памяти, так и обсуждение конкретных случаев "проработки прошлого" в XIX–XXI веках. В частности, мы поговорим о методологии memory studies и trauma studies; узнаем о таких понятиях, как "память", "постпамять", "онлайн-память", "забвение", "травма", "жертва" и "свидетель"; проанализируем связь между мемориальной культурой и исторической наукой; обсудим плюсы и минусы разных форм коммеморации в разных странах. В центре нашего внимания будет память о Первой и Второй мировых войнах, Холокосте, сталинском СССР, гражданских войнах в России, США и Испании, атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, колониальном прошлом Великобритании, Франции и Бельгии. Прослушав этот курс, студенты узнают, зачем прошлое используется в политических целях, как достигается консенсус вокруг ключевых событий национальной истории, как политика памяти соотносится со строительством гражданских институтов и почему историю все время приходится переписывать. Курс рассчитан на студентов всех специальностей НИУ ВШЭ, кроме ОП "История". Элементы контроля: работа на семинарах, одно эссе, устный экзамен. Студенты с накопленной оценкой 7.5 и выше от экзамена освобождаются. Выполнение домашних заданий проходит на онлайн-платформе "Perusall", доступ к которой будет предоставлен преподавателем на первом занятии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студентов: (а) пользоваться понятийным аппаратом memory studies; (б) анализировать разные типы/виды источников и научную литературу по мемориальной культуре; (в) оценивать слабые и сильные стороны разных видов политики памяти; (г) самостоятельно формулировать профессиональные доводы при обсуждении прошлого и его влияния на настоящее. Познакомить студентов с основными механизмами и проблемами увековечивания и "преодоления прошлого“ в разных странах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать (1) взаимосвязь между Первой мировой войной и геноцидом армян в 1915 г.; (2) основные этапы и итоги геноцида; (3) позицию современных Турции и Армении по вопросу геноцида; (4) разницу между политикой памяти, проводимой турецкими властями, и семейной памятью о геноциде; (5) репрезентацию геноцида армян в современной художественной культуре;
  • знать (1) основные виды памяти и подходы к их изучению; (2) главные типы и виды источников, которыми пользуются специалисты по memory studies; (3) определения понятий "мемориальная культура", "политика памяти", "коллективная память", "жертва", "свидетель" и др.; (4) аргументы исследователей в спорах об изучении коллективной памяти;
  • знать (1) основные черты идеологий тоталитарных режимов второй четверти ХХ в.; (2) главные этапы истории евреев и причины их частой миграции; (3) ключевые составляющие европейского антисемитизма; (4) основные черты внутренней политики нацистов по отношению к евреям в 1933–1939 гг.; (5) обстоятельства появления трудовых лагерей и лагерей смерти на Восточном фронте; (6) главные события Холокоста и примерное число жертв — евреев, цыган, гомосексуалов, советских военнопленных и др.;
  • знать (1) основные этапы политики памяти в ФРГ; (2) современные черты немецкой мемориальной культуры и аргументы ее критиков; (3) роль европейских мемориальных законов о Холокосте в конструировании коллективной памяти ЕС; (4) теорию глобальной памяти о Холокосте и трудности ее имплементации; (5) проблемы признания коллективной вины за Холокост в странах Восточной Европы;
  • знать, (1) как формировалась память о сталинских репрессиях в 1953—2000-е гг. и какую роль в этом процессе сыграли советское политическое руководство, интеллигенция и диссиденты; (2) место сталинских репрессий в современной российской политике памяти; (3) "акторов памяти", участвующих в проведении политики памяти; (4) основные "места памяти", связанные с жертвами сталинских репрессий; (5) способы изучения памяти о сталинских репрессиях в научной литературе;
  • понимать (1) как устроены способы коммеморации Гражданской войны на Севере, Юге и в афро-американской общине США; (2) связь между памятью о Гражданской войне и борьбой за гражданские права; (3) причины появления и распространения белого супрематизма в США; (4) программу деятельности "The Lost Cause of the Confederacy", ее наследие в американских культуре и образовании и современные способы преодоления этого наследия; (5) аргументы противников и сторонников сохранения памятников кофедератам;
  • понимать (1) место Гражданской войны в коллективной памяти испанцев; (2) способы увековечивания памяти о войне при Ф. Франко; (3) как менялось отношение к Франко в Испании 1980-х — 2010-х гг.; (4) способы осмысления войны в современном кинематографе;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в memory studies и trauma studies
  • Первая мировая война и геноцид армян
  • Холокост и становление мемориальной культуры в Западной Европе
  • Сталинизм, война и историческая политика в России
  • Гражданские войны и травматическое прошлое в США и Испании
  • Память и колониализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Оценка за активность складывается из (I) оценки за домашнюю работу и (II) оценки за работу на семинарах. Домашняя работа студентов входит в часы, отведенные учебным планом на самоподготовку. Материалы для домашней работы (тексты, видео, аудио и др.) присылаются студентам через онлайн-платформу Perusall. Доступ к онлайн-платформе будет предоставлен всем студентам в начале курса. Каждая новая тема будет открываться минимум за неделю до начала семинара. Студенты должны прочитать и совместно обсудить, то есть проработать, материалы по теме до даты начала семинара, пользуясь функционалом Perusall, который учитывает как время на чтение, так и участие студента_ки в групповом обсуждении материалов. К групповому обсуждению могут относиться: (1) комментарии, которые студент_ка оставляет в Perusall при чтении; (2) вопросы, которые студент_ка задает одногруппникам; (3) ответы на вопросы и комментарии одногруппников; (4) любые другие виды работы с текстом, предусмотренные функционалом Perusall. Задача домашней работы – проконтролировать, чтобы студенты заранее готовили материалы по каждой теме и приходили на семинары уже подготовленными, чтобы дискуссии на семинарах получались более продуктивными.
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене студент_ка случайным образом выбирает билет с одной из тем, пройденных на курсе. От студента_ки требуется дать развернутый устный ответ на вопрос в билете. Выбирать билет можно только один раз. У студента_ки есть примерно 10-15 минут, чтобы подготовиться к устному ответу. Во время подготовки разрешается использовать черновик для записей от руки. Пользоваться какими-либо материалами во время ответа – печатными или электронными – запрещается. У студента_ки есть около 10 минут, чтобы обстоятельно раскрыть содержание экзаменационного вопроса. Преподаватель в любой момент может прервать студента_ку и задать один или несколько уточняющих вопросов по теме билета. Оценка за экзамен и итоговая оценка за курс объявляются студенту_ке сразу же после ответа. Итоговый список тем рассылается преподавателем за месяц до начала экзамена.
  • неблокирующий Эссе
    Студенты выбирают тему эссе из предложенного преподавателем списка. Если ни одна из тем не подходит, они могут согласовать с преподавателем собственную тему. За плагиат, плагиат-парафраз, подлог и другие виды нарушения академических норм в письменных работах выставляется оценка 0. Если работа загружена позже установленного дедлайна без уважительной причины, за нее автоматически выставляется оценка 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе + 0.5 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexis Papazian. (2018). Suny, Ronald G.: “They Can Live in the Desert but Nowhere Else”. A History of the Armenian Genocide, Princeton, Princeton University Press, 2015. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD28A9C1
  • Applebaum, A. (2010). Gulag : A History. New York: Anchor. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=720010
  • Assmann, A. (2006). History, Memory, and the Genre of Testimony. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3E7E9235
  • Blight, D. W. (2001). Race and Reunion : The Civil War in American Memory. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281960
  • Catherine Portuges. (2018). Kékesi, Zoltán. 2015. Agents of Liberation – Holocaust Memory in Contemporary Art and Documentary Film. Trans. Reuben Fowlkes. Budapest and New York: Central European University Press; Saint Helena, CA: Helena History Press. 221 pages. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CFF1AF43
  • Charlwood, D. (2019). Armenian Genocide : The Great Crime of World War I. Barnsley, South Yorkshire: Pen and Sword Military. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2103321
  • Faust, D. G. (1979). A Southern Stewardship: The Intellectual and the Proslavery Argument. https://doi.org/10.2307/2712487
  • Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
  • Levi, P., & Benedetti, L. de. (2017). Auschwitz Testimonies : 1945-1986. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1619156
  • Lipman, M., & Miller, A. I. (2012). The Convolutions of Historical Politics. New York: Central European University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481164
  • Marcuse, H. (2018). Holocaust Angst: The Federal Republic of Germany and American Holocaust Memory since the 1970s. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt4hw4z9f0
  • Papazian, S. (2019). The Cost of Memorializing: Analyzing Armenian Genocide Memorials and Commemorations in the Republic of Armenia and in the Diaspora. https://doi.org/10.18352/hcm.534
  • Smith, K. E., & Inter-Republic Memorial Society (Soviet Union). (2009). Remembering Stalin’s Victims : Popular Memory and the End of the USSR. Ithaca, NY: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1814616
  • Snyder, T. (2010). Bloodlands : Europe Between Hitler and Stalin. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953826
  • Snyder, T. (2015). Black Earth : The Holocaust As History and Warning. New York: Tim Duggan Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926463

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A century of denial : the Armenian genocide and the ongoing quest for justice : hearing before the Commission on Security and Cooperation in Europe, One Hundred Fourteenth Congress, first session, April 23, 2015. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.ocn914184989
  • Assmann, A. (DE-588)121012700, (DE-576)160116279. (2007). Der lange Schatten der Vergangenheit : Erinnerungskultur und Geschichtspolitik / Aleida Assmann. Bonn: Bundeszentrale für Politische Bildung. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.274288982
  • Dekel, I. (2016). Subjects of memory? : On performing Holocaust memory in two German historical museums. Dapim; Studies on the Shoah, 30(3), 296–314. https://doi.org/10.1080/23256249.2016.1266990
  • Eder, J. S., Gassert, P., & Steinweis, A. E. (2017). Holocaust Memory in a Globalizing World. Göttingen: Wallstein Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1478240
  • Faust, D. G. (1983). Rice and Slaves (Book Review). Journal of Social History, 16(3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=5010119
  • Faust, D. G. (1990). Altars of Sacrifice: Confederate Women and the Narratives of War. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89B3D6DB
  • Faust, D. G., & Ayers, E. L. (1985). Southern Violence Revisited. https://doi.org/10.2307/2702411
  • Fitzpatrick, S., & Geyer, M. (2009). Beyond Totalitarianism : Stalinism and Nazism Compared. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=263477
  • Gilbert, S., & Alba, A. (2019). Holocaust Memory and Racism in the Postwar World. Detroit, MI: Wayne State University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2172722
  • Greindl, S., Probert, C., BrightSummaries.com, & Levi, P. (2015). If This Is a Man by Primo Levi (Book Analysis) : Detailed Summary, Analysis and Reading Guide. [France]: BrightSummaries.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1094284
  • Hansen-Glucklich, J. (2014). Holocaust Memory Reframed : Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716934
  • Hovannisian, R. G. (2008). The Armenian Genocide : Cultural and Ethical Legacies. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=395706
  • Noah Berlatsky. (2016). The Armenian Genocide. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399059
  • Stalinism : new directions / ed. by Sheila Fitzpatrick. (2000). London [u.a.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.080753531
  • Varnavskii, P. (2004). Soviet People: The Making of a Common Identity in the USSR as the Creation of Common Memory (the Case of Buriat ASSR). Ab Imperio, (4), 239–262. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=32956946