• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Социология города: город и горожане

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит с основными направлениями изучения города в социальных науках. Знакомство с классическими и современными теориями и исследованиями города позволяет составить общее представление о способах организации городской жизни и ее основных участниках (как людях, так и нечеловеках), а также узнать как исследовать город и говорить о нем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные теории и направления обсуждения городской жизни и горожан.
  • Уметь использовать теоретические знания для анализа актуальной городской жизни, владеть аналитическим языком описания города.
  • Уметь самостоятельно идентифицировать мало исследованные или слабо распознаваемые, но значимые для городской жизни процессы, предложить язык их описания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных трендов социальных исследований города.
  • Понимание базовых принципов повседневной организации городской жизни и взаимодействия горожан.
  • Понимание городских неравенств, связанных с внешней или внутренней колонизацией. Идентификация основных принципов постколониальной перспективы в городских исследованиях.
  • Понимание значения городской среды и городских политик как диспозитива и катализатора гендерных неравенств.
  • Понимание значения мобильности для формирования паттернов городской жизни и городских персонажей.
  • Понимание роли культурных институций и агентов в формировании городских неравенств, оспаривании и отчуждении городских пространств.
  • Понимание роли миграции в формировании города, взаимосвязи миграции и городского гражданства.
  • Понимание способов проявления структурых неравенств в городской среде и формирования городских неравенств.
  • Распознание технологических инфраструктур и обьектов как ключевых агентов городской жизни.
  • Способность анализировать многовидовые взаимодействия и их роль в производстве городской среды.
  • Способность анализировать пространственные и социальные эффекты массовой одновременной мобильности.
  • Умение анализировать стрит-арт и городскую образность как самостоятельные коммуникативные и эстетические феномены и как индикаторы городских процессов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Почему важно говорить о городе с теоретических позиций?
  • Раздел 1. Повседневность города. Социальные взаимодействия.
  • Раздел 1. Повседневность города. Поведение в публичных местах.
  • Раздел 2. Неравенства в городе. Пространственные неравенства.
  • Раздел 2. Неравенства в городе. Культурное производство неравенств.
  • Раздел 2. Неравенства в городе. Гендерные неравенства.
  • Раздел 2. Неравенства в городе. Постколониальная перспектива.
  • Раздел 3. Нечеловеки, материальность, инфраструктуры. Технологии в городе.
  • Раздел 3. Нечеловеки, материальность, инфраструктуры. Нечеловеки как основные агенты городской жизни.
  • Раздел 3. Нечеловеки, материальность, инфраструктуры. Стрит-арт в городе.
  • Раздел 3. Нечеловеки, материальность, инфраструктуры. Микроорганизмы и животные в городе.
  • Раздел 4. Мобильность в городе. Демократизация мобильности и городская жизнь.
  • Раздел 4. Мобильность в городе: миграция и мигранты в городе.
  • Раздел 4. Мобильность в городе: новые городские районы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Контрольная работа по итогам 1-го раздела
    Оценка 10 – полностью и блестяще выполненная контрольная работа, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, оригинальные примеры и решения поставленных задач. Оценка 9 ставится за полностью выполненную работу, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, корректные, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное, уверенное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, адекватные приведенные студентом примеры и решения поставленных задач. 8 – полностью выполненная работа, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, корректные, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, хороший социологический анализ применительно к предложенным эмпирическим кейсам. 7 – в основном выполненная работа, в целом корректные, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие хорошее знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, использование социологической оптики применительно к предложенным эмпирическим кейсам; некоторые недочеты, ошибки, недостаточность аргументации или глубины анализа. 6 – в целом корректные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие достаточное знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, использование социологической оптики применительно к предложенным эмпирическим кейсам; ряд пропусков, недочетов, ошибок, недостаточность аргументации или глубины анализа, применение обыденных категорий и здравого смысла для анализа. 5 – местами корректные ответы, демонстрирующие поверхностное знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии; неправильно понятые или недостаточно внимательно прочитанные задания (ответ студента не соответствует поставленной задаче); многочисленные пропуски, недочеты, ошибки, недостаточность аргументации или глубины анализа, ограниченное использование социологических идей и применение обыденных категорий и повседневных представлений для анализа. Оценка 4 ставится, если не выполнена часть заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, продемонстрировано крайне слабое использование материалов курса для выполнения заданий, поверхностный анализ (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, практически нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 3 – не выполнено большинство заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, неудовлетворительное использование материалов курса для выполнения заданий (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, практически нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 2 – пропущены большинство заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, неудовлетворительное использование материалов курса для выполнения заданий (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 1 – пропущены большинство заданий в контрольной работе, очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, для выполнения заданий не использованы никакие материалы курса (не упоминаются понятия, концепции, пройденн
  • неблокирующий Контрольная работа по итогам 2-го раздела
    Оценка 10 – полностью и блестяще выполненная контрольная работа, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, оригинальные примеры и решения поставленных задач. Оценка 9 ставится за полностью выполненную работу, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, корректные, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное, уверенное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, адекватные приведенные студентом примеры и решения поставленных задач. 8 – полностью выполненная работа, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, корректные, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, хороший социологический анализ применительно к предложенным эмпирическим кейсам. 7 – в основном выполненная работа, в целом корректные, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие хорошее знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, использование социологической оптики применительно к предложенным эмпирическим кейсам; некоторые недочеты, ошибки, недостаточность аргументации или глубины анализа. 6 – в целом корректные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие достаточное знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, использование социологической оптики применительно к предложенным эмпирическим кейсам; ряд пропусков, недочетов, ошибок, недостаточность аргументации или глубины анализа, применение обыденных категорий и здравого смысла для анализа. 5 – местами корректные ответы, демонстрирующие поверхностное знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии; неправильно понятые или недостаточно внимательно прочитанные задания (ответ студента не соответствует поставленной задаче); многочисленные пропуски, недочеты, ошибки, недостаточность аргументации или глубины анализа, ограниченное использование социологических идей и применение обыденных категорий и повседневных представлений для анализа. Оценка 4 ставится, если не выполнена часть заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, продемонстрировано крайне слабое использование материалов курса для выполнения заданий, поверхностный анализ (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, практически нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 3 – не выполнено большинство заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, неудовлетворительное использование материалов курса для выполнения заданий (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, практически нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 2 – пропущены большинство заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, неудовлетворительное использование материалов курса для выполнения заданий (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 1 – пропущены большинство заданий в контрольной работе, очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, для выполнения заданий не использованы никакие материалы курса (не упоминаются понятия, концепции, пройденн
  • неблокирующий Контрольная работа по итогам 3-го раздела
    Оценка 10 – полностью и блестяще выполненная контрольная работа, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, оригинальные примеры и решения поставленных задач. Оценка 9 ставится за полностью выполненную работу, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, корректные, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное, уверенное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, адекватные приведенные студентом примеры и решения поставленных задач. 8 – полностью выполненная работа, внимательно прочитанные и правильно понятые задания, корректные, хорошо сформулированные, емкие, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие отличное знание и понимание материалов курса и отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, хороший социологический анализ применительно к предложенным эмпирическим кейсам. 7 – в основном выполненная работа, в целом корректные, грамотные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие хорошее знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, использование социологической оптики применительно к предложенным эмпирическим кейсам; некоторые недочеты, ошибки, недостаточность аргументации или глубины анализа. 6 – в целом корректные, последовательные, аргументированные ответы, демонстрирующие достаточное знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии, использование социологической оптики применительно к предложенным эмпирическим кейсам; ряд пропусков, недочетов, ошибок, недостаточность аргументации или глубины анализа, применение обыденных категорий и здравого смысла для анализа. 5 – местами корректные ответы, демонстрирующие поверхностное знание материалов курса и периодически отсылающие к конкретным понятиям, именам и идеям в социологии; неправильно понятые или недостаточно внимательно прочитанные задания (ответ студента не соответствует поставленной задаче); многочисленные пропуски, недочеты, ошибки, недостаточность аргументации или глубины анализа, ограниченное использование социологических идей и применение обыденных категорий и повседневных представлений для анализа. Оценка 4 ставится, если не выполнена часть заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, продемонстрировано крайне слабое использование материалов курса для выполнения заданий, поверхностный анализ (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, практически нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 3 – не выполнено большинство заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, неудовлетворительное использование материалов курса для выполнения заданий (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, практически нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 2 – пропущены большинство заданий в контрольной работе, либо на них даны очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, неудовлетворительное использование материалов курса для выполнения заданий (не упоминаются понятия, концепции пройденные в рамках курса, нет попыток социологического анализа, указания на социальные последствия определенных феноменов). 1 – пропущены большинство заданий в контрольной работе, очень краткие, совершенно не развернутые для возможности оценивания ответы, для выполнения заданий не использованы никакие материалы курса (не упоминаются понятия, концепции, пройденн
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.2 * Итоговый тест + 0.1 * Контрольная работа по итогам 1-го раздела + 0.1 * Контрольная работа по итогам 2-го раздела + 0.1 * Контрольная работа по итогам 3-го раздела
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alison Young. (2014). Street Art, Public City : Law, Crime and the Urban Imagination. Routledge.
  • Anindita Datta, Peter Hopkins, Lynda Johnston, Elizabeth Olson, & Joseli Maria Silva. (2020). Routledge Handbook of Gender and Feminist Geographies. Routledge.
  • Благими намерениями государства : почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни, Скотт, Дж., 2005
  • Гриб на краю света : о возможности жизни на руинах капитализма, Цзин, А. Л., 2017
  • Культуры городов, Зукин, Ш., 2015
  • Поведение в публичных местах : заметки о социальной организации сборищ, Гоффман, Э., 2017
  • Производство пространства, Лефевр, А., 2015
  • Руденко Николай Иванович. (n.d.). Социальные Исследования Беспилотных Автомобилей: Теоретический Обзор.
  • Социология за пределами обществ : виды мобильности для XXI столетия, Урри, Д., 2012
  • Социология социального пространства : пер. с фр., Бурдье, П., 2014
  • Чернышева Любовь Алексеевна. (n.d.). Российское Гетто: Воображаемая Маргинальность Новых Жилых Районов.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Larkin, B. (2008). Signal and Noise: Media, Infrastructure, and Urban Culture in Nigeria. Duke University Press.
  • Penny Harvey, & Hannah Knox. (2015). Roads : An Anthropology of Infrastructure and Expertise. Cornell University Press.
  • Обнаженный город : смерть и жизнь аутентичных городских пространств, Зукин, Ш., 2019
  • Там, внутри : практики внутренней колонизации в культурной истории России : сб. ст., , 2012