• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

История философии в Средние века и эпоху Возрождения

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Соколов Павел Валерьевич
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен истории философской мысли раннего Средневековья. В центре внимания философские и богословские тексты Отцов Церкви и других крупных мыслителей II–XVI вв., т.е. с момента зарождения христианской экзегезы до во многом переломного момента в истории западноевропейской мысли – рождения современной научной парадигмы. Особенностью курса является компаративный подход: параллельное изучение классических греческих текстов православного Востока и не менее значимых для западной цивилизации сочинений латинских авторов. Студенты познакомятся со стилем мышления и особенностями философской спекуляции греков – Оригена, Великих Каппадокийцев, Иоанна Дамаскина, и латинян – Амвросия, Августина, Григория Великого, Беды Достопочтенного, Петра Дамиани, с классической схоластикой и «политической наукой о языке». Достаточно большой хронологический промежуток, рассматриваемый в курсе, позволит увидеть динамику развития философской мысли и, шире, формирование средневековой и ренессансной картины мира. Если лекции носят пропедевтический, обобщающий характер, семинары призваны выработать у студентов навык работы с конкретными текстами, как доступными в добротных переводах на русский, так и в переводах на современные языки. Отдельные особо важные фрагменты будут разбираться на языке оригинала: это даст студентам навык критического подхода к переводам, терминологическую точность анализа, корректность трактовок мысли Средневековья и Возрождения. Специальное внимание уделяется новейшим тенденциям в изучении средневекового философского наследия в западноевропейской и отечественной гуманитарной науке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями арабской и европейской средневековой философии, а также европейской философской мысли раннего Нового времени; усвоение студентами основных навыков герменевтики средневековых и ранненововременных философских текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает аргументы сторон в «Опровержении философов» и «Опровержении опровержения».
  • Знает историю латинизации категорий перипатетической философии от Цицерона до Боэция и роль комментариев Боэция в интерпретации Органона.
  • Знает основные жанры университетского диспута в Средние века: disputatio in parviso, disputatio in scolis, de questione, de sophismatibus, quodlibeta, inceptio, resumptio
  • Знает основные идеи и вклад в историю философии Аль-Кинди и аль-Фараби.
  • Знает основные позиции и фигуры в позднесредневековом споре об универсалиях.
  • Знает основные принципы метафизики и эпистемологии Ибн Сины.
  • Знает основные проблемы схоластической метафизики.
  • Знает основные фигуры и события в истории “арабо-латинского средневековья”.
  • Знает принципы ars lulliana.
  • Знает принципы критики схоластических категорий как пустых понятий у Валлы, смысл онтологической редукции категорий, критики предикабилий и сведения шести схоластических транценденталий к res.
  • Знает следующие сюжеты: Основные представители позднеантичных неоплатонических школ и их роль в трансляции неоплатонического канона на Западе и на Востоке
  • Знает теория суппозицию, спекулятивную грамматику модистов, полемику de virtute sermonis.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философский канон позднеантичных неоплатонических школ и его рецепция на Востоке и на Западе.
  • Тема 2. Рождение фальсафы: ранний арабский перипатетизм.
  • Тема 3. Философский синтез Ибн Сины.
  • Тема 4. Аль-Газали и Ибн Рушд: спор о фальсафе.
  • Тема 5. Translatio studiorum: мусульманские и иудейские интеллектуалы как посредники в рецепции античной философии на латинском Западе.
  • Тема 6. Латинский Аристотель и латинский Порфирий Боэция.
  • Тема 7. «Великое искусство» Раймунда Луллия.
  • Тема 8. Жанры университетского диспута и их роль в истории схоластической философии.
  • Тема 9. Основные проблемы схоластической метафизики.
  • Тема 10. Схоластические теории языка.
  • Тема 11. Спор об универсалиях в позднем средневековье: Уолтер Бурлей, Джон Уиклиф, Уильям Оккам.
  • Тема 12. Критика схоластической метафизики в «Перекапывании диалектики» Лоренцо Валлы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные ответы на семинарах.
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.6 * Устные ответы на семинарах.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Восточный перипатетизм, Сагадеев, А. В., 2009
  • Об истинном и ложном благе; О свободе воли, Валла, Л., 1989
  • Философия в средние века : от истоков патристики до конца ХIV века, Жильсон, Э., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Т.1: Томизм.Введение в философию св.Фомы Аквинского, Жильсон, Э., 1999