• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Специализированное зрение: археология, генеалогия, этнография

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен зрению, рассмотренному из социокультурной перспективы в качестве социальной практики, локального дискурсивного порядка, результата социализации, ресурса для конституирования сообщества и субъектификации. Специализированное зрение здесь становится базовой аналитической рамкой для работы с профессиональными, идеологическими, гендерными и т.д. режимами структурирования визуального опыта и навязывания позиций наблюдателю. Формат курса – проблемно-исследовательский. Это означает, что изучение специализированного зрения происходит в процессе разработки слушателями отдельных исследовательских кейсов, регулярного обсуждения полевых материалов и результатов их промежуточного анализа как на занятиях в Zoom, так и в закрытом сообществе в tg. Предполагается, что итогом работы в курсе станет представление аналитического отчета по теме своего эмпирического исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса теоретическое и практическое знакомство слушателей с социальными и культурными исследованиями зрения.
  • Изучение базовых идей и теоретических установок визуальных исследований на материале специализированного зрения
  • Знакомство с теоретическими моделями, позволяющими работать со специализированным зрением
  • Выработка навыков перевода концептуальных моделей в формат эмпирического исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • адаптирует аналитические модели к специфике контекста и социальной практик
  • выделяет разные масштабы специализации зрения, содержательно их описывает и называет исследователей, с этим масштабом работавших
  • Выявляет кодировочные процедуры, структурирующие опыт специализированного видения (в устной и письменной речи , а также в практических дейсвиях)
  • Выявляет процедуры подчеркивания и другие тактики управления вниманием (в устной и письменной речи, в практических действиях
  • Выявляет специфику визуальной социализации на эмпирическом материале
  • Иллюстрирует понятие оптического сообщества на конкретных примерах
  • комментирует перспективы прикладных визуальных исследований
  • называет ключевых визуальных исследователей, обращавшихся к проблематике зрения
  • объясняет значение специализации для визуальных и социальных исследований зрения
  • Объясняет спецификацию процедур подчеркивания с использованием гештальт-теории и этнометодологии
  • Описывает создание визуальных репрезентаций и эффекты их использования для визуального структурирования реальности с учетом специфики социальной практики
  • Описывает специфику и устройство визуальной грамотности
  • Определяет специфику визуального мышления и иллюстрирует ее примерами из эмпирических исследований
  • подбирает аналитическую модель или технику под задачи эмпирического исследования специализированного зрения
  • Понимает и может пояснить характер связи между видимостью, очевидностью и убедительностью (научного) факта
  • приводит примеры специализации зрения и иллюстрирует их существующими исследованиями
  • применяет аналитические модели "взгляда" и "наблюдателя" для эмпирического исследования визуальной субъектности
  • применяет разные аналитические техники для изучения специализированного зрения
  • различает в зрении социальную практику с присущими ей нормами, способами освоения, практиками исполнения
  • распознает специфику обращения к зрению в рамках визуальных исследований
  • Составляет аналитический отчет о проведенном эмпирическом исследовании
  • Ставит исследовательскую проблему и формулирует запрос на эмпирическое исследование специализированного зрения
  • Формулирует ограничения в эмпирическом исследовании специализированного зрения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зрение под прицелом социальных и культурных исследований. Перспектива прикладных визуальных исследований
  • Масштабы специализации
  • Рабочие инструменты: от А(рхеологии) до Э(тнографии)
  • Зрение как социальная практика
  • Кодировочные процедуры и языковые игры
  • Процедуры подчеркивания: гештальт как дискурсивный продукт
  • Визуальные репрезентации и технологии
  • Усвоенное видение. Визуальная грамотность и режимы оптической социализации
  • Специализированное зрение, знание и воображение
  • Взгляд: субъектность и оптическая специализация
  • Оптические сообщества
  • Пределы окуляроцентризма
  • Контрольное задание 1: Заявка на проект
  • Контрольное задание 2: Аналитический отчет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарских обсуждениях
  • неблокирующий Ведение исследовательского дневника в fb-сообществе
    Записи выкладываются в закрытое сообщество "Специализированное зрение" на fb. Комментирование записей коллег приветствуется и может быть оценено дополнительно.
  • неблокирующий Заявка на проект
    Обоснование проекта. В тексте заявки дается краткое описание кейса, который должен быть связан с изучением конкретной практики специализации зрения (до 300 слов). Ставится исследовательский вопрос, описывается эмпирический объект, данные, стратегии исследования. Текст размещается на google.drive таким образом, чтобы быть доступным для обсуждения коллег. Максимальный балл – 5.
  • неблокирующий Аналитический отчет
  • неблокирующий Презентация проекта
  • неблокирующий Рецензирование аналитического отчета коллег
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.25 * Участие в семинарских обсуждениях + 0.1 * Презентация проекта + 0.1 * Рецензирование аналитического отчета коллег + 0.25 * Ведение исследовательского дневника в fb-сообществе + 0.1 * Заявка на проект + 0.2 * Аналитический отчет
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Suspensions of perception : attention, spectacle, and modern culture, Crary, J., 2001
  • Techniques of the observer : on vision and modernity in the nineteenth century, Crary, J., 1992
  • Visual studies : a skeptical introduction, Elkins, J., 2003
  • Археология знания, Фуко, М., 2004
  • Безымянные сообщества, Петровская, Е.В., 2012
  • Визуальная антропология: режимы видимости при социализме, Бернстийн, Ф., 2009
  • Визуальная социология : фотография как метод исследования: учебник для вузов, Штомпка, П., 2010
  • Искусство видеть, Бергер, Дж., 2012
  • Искусство и визуальное восприятие : пер. с англ., Арнхейм, Р., 2007
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Объективность, Дастон, Л., 2018
  • Предварительные материалы к "Философским исследованиям", повсеместно известные как Голубая и кори..., Витгенштейн, Л., 2008
  • Рождение клиники, Фуко, М., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пересборка социального : введение в акторно - сетевую теорию, Латур, Б., 2014