• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Анализ социальных институтов: идеология и мораль

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух смыслообразующих блоков, которые являются взаимодополняющими и служат цели комплексного понимания изучаемых феноменов. Целью освоения первой части дисциплины является рассмотрение основных подходов к определению и интерпретации идеологии в социальных науках. Автор курса исходит из положения, что продуцирование и исследование идей об обществе составляет одну из ключевых теоретических и практических функций социальных наук. По сути, история идеологии в социологии отражает все сложные траектории эволюции общественной мыс-ли в современную эпоху, а оригинальные концепции идеологии являются неотъемлемой частью ядра большинства исследовательских программ основных парадигм социологии. Поэтому предназначение данной части курса заключается в эпистемологической экспликации идеологии как важного концепта социальной теории. Понимая комплексность и коннотативную нагруженность данного понятия, автор ограничивается рассмотрением идеологии в двух измерениях: первое – идеология как элемент понятийного аппарата социологических теорий и второе – идеологии как объект социологического анализа с использованием методов эмпирического исследования. Целью освоения второй части дисциплины является знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной когнитивной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений. В рамках курса рассматриваются различные теории развития моральной способности и морального познания, а также эмпирические исследования механизмов производства моральных суждений и нормативных оценок действий, акторов и ситуаций (оценок моральной недопустимости или желательности, виновности, ответственности и др.). Особое внимание уделяется исследованиям социальной и культурной изменчивости моральных представлений, а также обсуждению вопроса о месте социологии в современных междисциплинарных исследованиях разнообразных проявлений морали.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • рассмотрение основных подходов к определению и интерпретации идеологии в социальных науках.
  • знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной когнитивной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений.
  • Целью освоения второй части дисциплины ("Мораль") является знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений. Кроме того, отдельной задачей выступает обсуждение современной социологической перспективы изучения моральных явлений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками анализа и критики различных подходов к изучению моральных представлений в социальных и поведенческих науках
  • знать историко-социологическую эволюцию концепций, моделей и теорий идеологии в социальных науках
  • знать специфику понимания способов идеологического анализа в социологии
  • иметь навыки (приобрести опыт) использования социологических знаний в области социологического анализа идеологии на практике, для описания и объяснения событий и процессов, происходящих в медийном, политическом, культурном и общественном пространствах
  • иметь навыки (приобрести опыт) узнавания и оценки способов социологического теоретизирования, представляющих различные социологические подходы в области социологического анализа идеологии, различные способы идентификации идеологий и умение их анализировать
  • уметь критически анализировать научные тексты и различные информационные источники, включая тексты медиа, социальных сетей, телевидения, прессы и т.п.
  • уметь логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию по темам, связанным с методикой и теорией анализа идеологии
  • уметь отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных идеях и различных дискурсах
  • уметь представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и широкой аудиторией
  • уметь самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений, медиапрезентаций и письменных работ (рефератов, эссе, коллективных игр)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генеалогия понятий идеологии и дискурс в социальных и гуманитарных науках
  • Марксистский подход к определению идеологии: «классический» марксизм, неомарксизм, структурный марксизм.
  • Идеология, утопия и проект социологии знания, эмпирический анализ утопического
  • Функционалистские и антропологические интерпретации идеологии, метафорный анализ и критическая лингвистика
  • Семиотический подход к анализу идеологии
  • Критическая теория, современные направления критических исследований
  • От идеологии к дискурсу, дискурс анализ
  • Постмодернистский подход к анализу идеологии
  • Прагматический поворот: теория и методы прагматического анализа идеологии
  • Основания неомарксистского анализа идеологии: Д. Лукач и А. Грамши
  • Введение в когнитивную социологию морали
  • Мораль и разум: рационалистские подходы к изучению моральной способности
  • Моральные суждения и моральные дилеммы: экспериментальный подход
  • Социальные и культурные вариации морального познания: проблемы и перспективы исследований
  • Социологическая теория и когнитивная наука о морали: перспективы интеграции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты)
  • неблокирующий Промежуточный экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты)
  • неблокирующий Промежуточный экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты)
  • неблокирующий Оценка за первую часть курса (Идеология)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 1 модуль
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.5 * Промежуточный экзамен + 0.25 * Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты) + 0.25 * Эссе
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.5 * Оценка за первую часть курса (Идеология) + 0.25 * Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты) + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мораль и рациональность. - М., 1995. – 198 с. ISBN 5-201-01885-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347261
  • Мораль: разнообразие понятий и смыслов: Сборник научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Российская академия наук. Институт философии. - М.: Альфа-М, 2014. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-378-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/443547