• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Онтология личности

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Шумский Владимир Борисович
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Онтология личности» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» относится к элективным специальным дисциплинам, входящим в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Основы экзистенциального анализа и логотерапии». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - знать теоретические и практические основы психологического консультирования; - знать категориальную систему экзистенциальной психологии и психотерапии; - иметь навыки применения методов самонаблюдения и самопознания. Основные положения дисциплины используются в дальнейшем при изучении следую-щих дисциплин: - «Аксиология личности»; - «Психология аутентичности и персональный экзистенциальный анализ»; - «Психология поиска смысла»; - «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; - НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотрение специфики онтологических феноменов в контексте экзистенциальной теории личности и экзистенциальной психотерапии, а также в усвоении основных понятий 1-й фундаментальной экзистенциальной мотивации, связанной со способностью выдерживать и принимать объективные и субъективные условия собственного существования такими, каковы они есть.
  • Освоение феноменологического метода как способа познания содержательно-смысловых оснований человеческого бытия, системы жизненных отношений, проблем и переживаний пациентов психотерапевта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает развитие феноменологии в истории философии и психологии. Умеет различать феноменологию Э. Гуссерля и М. Хайдеггера.
  • Знает и понимает элементы подготовительного этапа феноменологического понимания, особенности субъективных переживаний, возникающих в процессе феноменологического восприятия и может различить его результат.
  • Знает показания и противопоказания для применения феноменологии. Понимает шаги феноменологического метода. Умеет применять феноменологию в практике консультирования и психо-терапии и использовать упражнение на феноменологическое понимание.
  • Понимает и определяет доверие к внешнему и внутреннему миру. Умеет использовать методы работы с неуверенностью. Умеет применять в практике психологического консультирования метод укрепления мужества в ситуации конкретной деятельности.
  • Понимает и определяет предпосылки для укрепления способности к принятию фактов и условий бытия-в-мире.
  • Понимает и определяет фундаментальное доверие, его составляющие и основу бытия.
  • Понимает феноменологию, её предпосылки и сам процесс. Умеет применять феноменологическую уста-новку.
  • Различает гуманитарную и естественнонаучную парадигму в психологии и пси-хотерапии. Понимает соотношение между причиной и основанием, а также объяснением и пониманием.
  • Умеет использоваться методы на укрепление опоры, сообщать правду и работать с ожиданиями и надеждой.
  • Умеет реализовывать феноменологическую установку на практике. Знает методические указания для практической реализации и для развития установки по отношению к самому себе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предпосылки для усиления способности к принятию фактов и условий бытия-в-мире: защищенность, пространство, опора
  • Доверие и мужество
  • Фундаментальное доверие и основа бытия
  • Введение в феноменологию
  • Значение феноменологии для психологии и психотерапии
  • Феноменология как методологический инструмент экзистенциальной философии и психологии
  • Феноменологическая установка в психологическом консультировании и психотерапии
  • Процесс феноменологического понимания
  • Феноменология в практике психологического консультирования и психотерапии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.25 * Эссе + 0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-06414-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-442025

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бытие-в-мире : избр. статьи, Бинсвангер, Л., 1999
  • Феноменология восприятия, Мерло-Понти, М., 1999