• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Искусство и музыкальная культура немецкоязычных стран

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Germanica: история и современность)
Направление: 41.04.01. Зарубежное регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Лебедь Марина Игоревна
Прогр. обучения: Germanica: история и современность
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана познакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приёмами и методами изучения истории искусства и музыкальной культуры немецкоязычных стран. Курс предполагает овладение теоретическими основами искусствоведения, выработку навыков искусствоведческого анализа и умения использовать данные и методы современного искусствоведения в контексте германистики, а также ознакомление с важнейшими этапами эволюции немецкой музыки, ее основными жанрами и формами, формирование навыков анализа принципов конструирования музыкальной ткани и освоение приемов анализа музыкальных произведений в контексте взаимодействия музыки с другими искусствами, общественной жизнью и в зависимости от геополитической ситуации и технических открытий. Курс состоит из двух тематических разделов, посвященных соответственно визуальным искусствам и музыкальной культуре немецкоязычных стран.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение понятийным аппаратом искусствоведения в контексте германистики
  • Освоение процедуры и приобретение навыков искусствоведческого анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов на материале культурного наследия немецкоязычных стран
  • Формирование профессиональных навыков критического восприятия и анализа художественных феноменов в культурном наследии немецкоязычных стран
  • Формирование навыков ориентации в музыкально-историческом процессе, анализа музыкальных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне
  • Ознакомление с ключевыми событиями и фигурами музыкальной истории Германии, а также с основными методологическими подходами к ее изучению
  • Развитие базовых навыков анализа музыкальных сочинений при помощи корректно применяемых эстетических, искусствоведческих и специальных музыковедческих понятий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Адекватно оценивает современные явления музыкальной культуры и квалифицированно анализирует их составляющие
  • • Атрибутирует время создания и географическую принадлежность художественного произведения с помощью формально-стилистического анализа
  • • Владеет ключевыми понятиями, именами и названиями в истории искусства немецкоязычных стран (Баухаус, дегенеративное искусство, трофейное искусство, венский акционизм, социальная скульптура, гельветика и т. д.)
  • • Владеет музыковедческой терминологией, навыками анализа художественного произведения, навыками исследовательской работы
  • • Владеет приемами анализа отдельных музыкальных произведении в историко-культурном и жанровом аспектах; устанавливать типологические связи между композиторами и историческими эпохами.
  • • Имеет представление о важнейших процессах в истории немецкой музыки XV-XX веков
  • • Интерпретирует специфику нынешних тенденций в искусстве немецкоязычных стран с помощью методологии «cultural studies»
  • • Использует результаты культурно-исторического анализа в реконструкции исторических процессов и событий
  • • Объясняет мифологии творчества художников с применением теоретических инструментов психоанализа
  • • Объясняет принципы функционирования арт-рынка в немецкоязычных странах в контексте социологии искусства
  • • Умеет вписывать творчество отдельных композиторов в музыкально-исторический контекст
  • • Характеризует цели и задачи, объект и предмет искусствоведения в контексте германистики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику изучения истории искусства немецкоязычных стран. Предыстория искусства ХХ-ХХI вв в Германии, Швейцарии и Австрии.
  • Архитектура и дизайн в Германии, Швейцарии и Австрии ХХ-ХХI вв.
  • Немецкий модернизм
  • Швейцарский модернизм.
  • Австрийский модерн и авангард
  • Тоталитарное искусство немецкоязычных стран.
  • Немецкое современное искусство.
  • Швейцарское современное искусство.
  • Австрийское современное искусство.
  • Современный арт-рынок, коллекционный и выставочный процесс в немецкоязычных странах
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Письменная работа (реферат)
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.15 * Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль) + 0.1 * Экзамен + 0.25 * Письменная работа (реферат) + 0.25 * Эссе + 0.25 * Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусства, Гомбрих, Э. Г., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Encyclopædia Universalis (Firm). (2016). Gerhard Richter, Panorama (Paris - 2012) : Les Fiches Exposition d’Universalis. Encyclopaedia Universalis.
  • Frank Whitford. (n.d.). Hitler put paid to the Bauhaus, but he couldn’t halt its global impact, says Frank Whitford. Sunday Times, The.
  • Grimme, E. G. (2016). Deutsche Kunst im 20. Jahrhundert. https://doi.org/10.11588/akb.1965.0.33645
  • Karner, G. (2019). Die Sehnsucht nach dem Spiegel. Gesellschaftsreflexion in und durch Kunst am Beispiel Narzissmus in Wien um 1900. Igel Verlag.
  • Klemmer, C. (1994). Vom bunten Kristall zum weissen Kubus : Expressionismus und Neue Sachlichkeit im Deutschen Architekturmuseum in Frankfurt am Main. Werk, Bauen + Wohnen, 81(6), 72. https://doi.org/10.5169/seals-61578
  • Parent, V. M. (2018). History, myth and the worker body : Vienna actionism within the longue durée of 1848.
  • Peter Read. (2017). Giacometti: Critical Essays. Routledge.
  • Richard Doubleday. (2017). Book Review: Mapping the Grid of Swiss Graphic Design: A Review of 100 Years of Swiss Graphic Design.
  • Германия. История и современность : учеб. пособие по страноведению для вузов, Козьмин, О. Г., 2006
  • Избранные работы, Вагнер, Р., 1978
  • История истории искусства: от Вазари до наших дней, Базен, Ж., 1995