• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Рынок и государство (как участники рынка меняют институты)

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Прикладные методы социального анализа рынков
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Академическая литература о взаимодействии государства и рынка обширна, но в основном она посвящена тому, каким образом государство влияет на участников рынка. Текстов, посвященных обратному влиянию чрезвычайно мало. Объяснение этому простое – как правило организации и тем более регулятор не склонны афишировать взаимоотношения друг с другом. Отчасти такой подход объясняется негативным восприятием такого влияния в общественных и даже научных кругах, которое рассматривается в терминах в лучшем случае лоббизма. Но обычно взаимовлиянию бизнеса и власти находят самое простое объяснение – коррупция. Как это не удивительно, чаще всего никакой коррупции в этом нет, а есть набор устойчивых, повторяющихся, легальных, но скрытых от внешнего наблюдателя действий. Поэтому процесс формирования рынков посредством государственного регулирования, инициированного под влиянием фирм, остается своего рода «черным ящиком» для исследователей, поскольку у них либо нет доступа к этой информации, либо она носит отрывочный и не систематический характер. Между тем известно, что современные рынки подвержены очень сильному воздействию государства и в этой ситуации стремление фирм принять участие в судьбоносных для себя решениях является вполне естественным. Для многих фирм активное вовлечение в принятие политико-экономических государственных решений становится обычной практикой, стандартным бизнес-процессом с количественно определенными целями. Более того, в таком активном участии фирм заинтересовано и само государства. Это позволяет снизить риски принятия неправильных решений и контролировать эффективность государственной экономической политики. При более пристальном внимании к этой ситуации обнаруживается, что участники рынка вовлечены на регулярной основе в процесс создания рыночных институтов, который является определяющим для формирования структуры современных рынков, ролей его участников, статуса лидеров и претендентов, правил конкуренции и пр. В рамках курса на основе бизнес-кейсов по реализованным автором курса проектам будут показаны ключевые аспекты взаимного влияния участников рынка и государства с акцентом на процессы, которые имеют место на стороне фирм.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса заключается в том, чтобы сменить оптику в исследовании процессов взаимодействия государства и рынка и показать значимость роли фирм в институциональном строительстве.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание специфических черт и различий в функционировании рынка розничной торговли и смежных по отношению к нему рынках.
  • Способность организовывать и осуществлять проектную деятельность в рамках задаваемого бизнес-кейса.
  • Сформировать представления о том, что взаимодействие с государством для фирм имеет важное значение.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятия государства и фирмы(подходы к анализу взаимодействия)
  • Проблематизация регуляторики внутри фирмы
  • Бизнес-ассоциации, как ключевой механизм взаимодействия с государством
  • Механизмы коммуникации рынка с государством (инклюзия государства в рыночные процессы)
  • Продвижение интересов и рождение новых институтов
  • Создание новых рыночных ниш
  • Вовлечение государства в межфирменную конкуренцию
  • Как исполняются государственные решения в области экономической политики
  • Семинар 1. Формирование идентичности бизнеса
  • Семинар 2. Границы государства и рынка
  • Семинар 3. Торможение инициатив бизнеса и государства
  • Семинар 4. Борьба между фирмами и вовлечение государства
  • Семинар 5. Создание рыночных ниш при участии государства
  • Семинар 6. Международная конкуренция и наднациональное регулирование
  • Семинар 7. Расширение рыночных ниш и государство
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита группового проекта
  • неблокирующий Присутствие на семинарах
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Вопросы, комментарии, выступления, доклады по теме семинара
  • неблокирующий Синопсис группового проекта в письменной форме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.6 * Защита группового проекта + 0.05 * Присутствие на семинарах + 0.1 * Синопсис группового проекта в письменной форме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Биггарт, Н., & Гиллен, М. (2006). Выявление Различий: Социальная Организация И Формирование Автомобильных Производств В Южной Корее, Тайване, Испании И Аргентине. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8FB439C
  • Блок, Ф. (2004). Роли Государства В Хозяйстве. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692676
  • Легализация параллельного импорта и ее влияние на товарные рынки России : аналитический отчет, Радаев, В. В., 2011
  • Портес, А. (2003). Неформальная Экономика И Ее Парадоксы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.815AA45
  • Розничная торговля : учебник для вузов: пер. с англ., Кент, Т., 2007
  • Рюшемайер, Д., & Эванс, П. (2011). Государство И Экономические Преобразования: К Анализу Условий Эффективного Государственного Вмешательства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38E9BB94
  • Флигстин, Н. (2010). States, Markets, and Economic Growth ; Государство, рынки и экономической рост. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87CFB831

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Волков, В. (2003). Силовое Предпринимательство. Глава 8. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692612
  • Государство и экономическая политика : возможности и ограничения управления: учеб. пособие, Хиллман, А. Л., 2009
  • Поланьи, К. (2002). Экономика Как Институционально Оформленный Процесс. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692533