• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Язык современных медиа: от канцелярита до молодежного сленга

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Язык (и медиа, в том числе) – быстро меняющийся феномен. Не в последнюю очередь изменения происходят благодаря расширению публичной сферы и информационного пространства. Сегодня в медиасреде можно обнаружить следы самых разных дискурсов и нарративов, норм и нишевых вариаций социолектов, и профессионал должен быть готов к работе с самыми разными лингвистическими и экстралингвистическими особенностями. В рамках курса мы будем рассматривать язык вообще и язык медиа как репрезентацию этих норм и вариативностей с тем, чтобы выявить как разные форматы репрезентации этих феноменов (канцелярит и сленг) используются в медиа, с какими эффектами, в языковых и социальных ситуациях. В конечном итоге студенты, освоившие курс, будут в большей степени свободны в использовании многообразного речевого репертуара медиа и, соответственно, более способны к успеху в профессии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Характеристика современного языка (и его медийных «проявлений» как меняющегося феномена)
  • Обретение навыка анализа вариативной языка – социолектов.
  • Различение «эффективных» социолектов в языковых и социальных ситуациях.
  • Овладение умением пользоваться полученным знанием и аналитическими навыками для решения ключевых проблем журналистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомится с ключевыми исследованиями из предметных областей лингвистики, филологии и журналистики.
  • Изучает теории вариативностей языка и примеры вариативностей (канцелярит).
  • Практикует методы анализа высказывания как коммуникативной ситуации.
  • Практикует методы дискурс-анализа.
  • Работает с медиатекстами, в которых репрезентирован феномен.
  • Самостоятельно анализирует медиатексты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как меняется язык и что с ним будет дальше
  • Теория дискурса: язык и нечто большее
  • Язык и текст
  • Что такое канцелярит?
  • Молодежный сленг как социолект
  • Язык и система репрезентаций: как и о чем мы говорим
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Эссе (в формате case study)
  • неблокирующий Презентация (в формате печи-кучи)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Эссе (в формате case study) + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Презентация (в формате печи-кучи)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дзялошинский, И. М.  Современный медиатекст. Особенности создания и функционирования : учебник для вузов / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11621-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445761 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кузьмина, Н. А. Современный медиатекст : учебное пособие / Н. А. Кузьмина. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2014. — 416 с. — ISBN 978-5-9765-1668-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72767 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.